Наконец, в третьих, практическое мышление может быть соотнесено с академическим: мышление в реальной жизнедеятельности (практическое) — мышление академическое, имеющее место при решении учебных задач, в лабораторных экспериментах (теоретическое). Такое содержание дихотомии прослеживается, например, в работах В.В. Чебышевой, Е.В. Коневой, С. Скрибнер, С. Сисай и Дж. Лайкер и др.

Таким образом, при одинаковом обозначении «практическое — теоретическое мышление», предметом исследования могут быть содержательно разные дихотомии. Очевидно, что в основе их выделения лежат разные факторы, которые и задают полюса дихотомии. В основе выделения первой из указанных дихотомий лежит форма, в которой протекает мышление, действенная или образная и понятийная. В основе вычленения второй дихотомии находится способ освоения действительности — научно-теоретический или практически-преобразовательный. В основе третьей дихотомии — вид деятельности, в которой реализуется мышление, — учебной, экспериментальной или «реальной». Однако в работах, посвященных проблеме практического мышления, часто имеет место смешение дихотомий и перекрест полюсов. Убедителен пример, приводимый Е.В. Драпак [23].

Задаваемая в работе С. Скрибнер [173] дихотомия «практическое мышление — мышление теоретическое как формальное, академическое, протекающее в эксперименте», предполагает содержание практического мышления как мышления, протекающего в реальной деятельности. Действительно, показанные выше особенности соответствуют такому пониманию. Однако при этом свойства практического мышления рассматриваются С. Скрибнер на примере мышления, протекающего в преобразовательных видах практической деятельности — рабочие молокозаводов, продавцы, банковские служащие и т.д. Отсюда закономерно, что анализируемому виду мышления задаются и свойства другой дихотомии: мышление в преобразовательной, практической деятельности — мышление в научно-теоретической, познавательной деятельности. В частности, именно для такого понимания практического мышления характерно свойство превращения предметов среды в умственное орудие, конвенциональные функции которых прямо не связаны с умственной работой, то есть предметы окружающей обстановки могут выступать в качестве символов, полностью отделяясь от их материальных форм, как, например, кусок доски является метрической единицей для плотника. Эта способность практического мышления противоположна особенностям мышления в теоретической деятельности, в которой особенности сферы являются «контекстом» и никаким образом не изменяют задачу.

Следующая особенность, которая также относится к особенностям мышления в преобразовательной деятельности — это экономичность решения. Данное свойство тождественно «направленности на реализацию» и означает выбор тех решений в определенных конкретных обстоятельствах, которые обеспечивают достижение результатов с наименьшими усилиями. В практической преобразовательной задаче стратегия сохранения усилий является основной для принятия различных типов решений при формально одинаковых проблемах. Наконец, третья особенность практического мышления, относящаяся к указанной дихотомии, — функциональность знаний при решении практических задач. В исследованиях, на которые ссылается С. Скрибнер, обнаружено, что рабочие организуют свои знания в иерархические структуры, организованные по степени необходимости для выполнения ими функций — незнание при этом приравнивается к отсутствию необходимости в знаниях. Здесь очевидно противопоставление деятельности научной, целью которой является именно приобретение знаний.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...