Работы, выполненные Б.М. Тепловым и рядом других (рассмотренных выше) исследователей должны были преодолеть существующие традиции в исследовании и интерпретации мышления. Мышление изучалось как умственная познавательная деятельность. Исследователи стремились абстрагироваться от «привходящих обстоятельств», связанных с реальной деятельностью, то есть изучать мышление в чистом виде. Наконец, мышление изучалось в лабораторных (или учебных — академических) условиях, которые, конечно, весьма значительно отличались от условий той или иной реальной деятельности.

Новый подход предполагал не только изучение действенного мышления, но также требовал рассмотрения мышления как компонента деятельности, изучения его в условиях некоторой реальной деятельности, причем интересно было выбрать для изучения реальную, сложную деятельность, а не искусственную — лабораторную, или и не академическую — копирующую научную. И еще одно важное завоевание этого нового подхода. В качестве испытуемого избирался не случайный человек, не встречавшийся с предлагаемыми задачами, а наоборот — профессионал, решавший много подобных задач, имеющий большой опыт решения задач в условиях своей деятельности.

Итак, исследователи мышления по существу придерживались некоторых принципов, некоторого подхода, который был преодолен в работах по практическому мышлению, начиная с труда Б.М. Теплова «Ум полководца». Исследователей не интересовали всевозможные и многочисленные связи мышления с деятельностью, изучалось мышление как таковое, собственно мышление, а поэтому исследователи абстрагировались от этих «привходящих обстоятельств». Теперь появилась противоположная тенденция: не абстрагироваться от связей мышления со всеми другими сторонами жизни субъекта, а наоборот — стремиться их учесть наилучшим образом.

На этом пути обнаружилось несколько важных и значительных обстоятельств: сложный объект, с которым «работает» мышление; многообразные и значимые для субъекта характеристики деятельности, с которой связано мышление субъекта; заметная «опытность» субъекта, мышление которого мы изучаем. В работе Б.М. Теплова предпринимается описание и анализ всех трех названных сторон. В других работах стали появляться как исследования всех этих сторон в рамках некоторой профессиональной деятельности, так и исследования, специально посвященные одной какой-то стороне.

Так, в зарубежной психологической литературе мы находим работы, изучающие мышление, сталкивающееся с комплексным, сложным объектом, который изменяется, функционирует, внутренне сложно организован [22, 164]. Другое направление изучает мышление и другие психические процессы «в контексте» деятельности [178]. Наконец, третья группа исследователей занимается проблемой «экспертности». Их интересует опыт субъекта, структура этого опыта, а главное — специфика мышления «опытных» [168].

Однако, изучение по отдельности этих важнейших сторон практического мышления может составлять только временную задачу психологов. Ведущей особенностью практического мышления является его направленность на преобразование объекта. Но именно эта направленность заставляет субъекта искать решения, учитывающие особенности объекта, который предстоит преобразовывать; при поиске решения учитывать возможности и особенности его реализации, то есть задумывать и реализовывать также саму деятельность по преобразованию; выстраивая решения, учитывать опыт решения таких задач, стремиться быть специалистом, накапливать и использовать соответствующий опыт.

Таким образом, практическое мышление в общем случае — это не только мышление, характеризующееся направленностью на преобразование. Это также мышление в деятельности, мышление опытного деятеля, мышление, преобразующее сложный, «комплексный» объект.

В каждом случае исследования могут оказаться наиболее существенными как все эти три черты, так и какая-либо одна (или две] из них, однако, всякий раз это будет практическое мышление в силу его преобразующей направленности, делающей актуальными и другие его особенности.

Исследования практического мышления по существу еще только начинаются. Психологи еще очень предварительно познакомились с комплексным, сложным объектом, живущим своей собственной жизнью, а тем более — со спецификой его познания субъектом, взаимодействия с ним в ходе и в связи с его преобразованием. Психология только начинает изучение мышления в связи и в процессе с преобразующей деятельностью — настоящей деятельностью профессионала, имеющей для него жизненно важное значение и имеющей не только цели, средства и условия, но и организацию, технологию и т.д. Как, какими путями и средствами мышление справляется с этими задачами? Психология еще только приступает к изучению субъекта как деятеля и его мышления, обогащенного знаниями и опытом решения именно таких производственных, практических задач.

Наши исследования практического мышления, выполненные на материале ряда профессий (педагога, менеджера, врача, рабочего, следователя и др.) [113, 50, 136] показали, что проблема практического мышления шире и интереснее, она не сводится только к названным трем моментам. Связанными с нею оказываются проблема обыденных знаний и ментальных моделей, проблема организации и структурирования знаний, специфики обобщения ситуативных знаний, особенностей и строения ситуации и ее отражения в сознании субъекта и др., но также и проблемы совместного решения задач, распределения функций в управлении преобразованием объекта и т.п

Страницы: 1 2

Смотрите также

Последователи Фрейда
...

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...