Практическое мышление вовсе не является ранней фазой в развитии мышления, остающейся в плену ситуации. У взрослого человека, профессионала это сложная, развитая форма мышления, обеспечивающего адекватность его преобразующей деятельности. Известно, что человек строит свою жизнь на основе преобразования мира природы, создания мира вещей и предметов. Трудовая деятельность человека, являясь в своей основе преобразующей, занимает центральное место в жизни человека. Мышление, «работающее» непосредственно на эту деятельность — распространенная и развитая форма мышления.

Преобразующая позиция субъекта, характерная для практического мышления, не допускает абстрагирования от условий и средств реализации решения, а наоборот, предполагает их учет. Обобщения практического мышления по этой причине включают знание об условиях и средствах, что делает их адекватными реализации.

Как мы видим, в теоретическом мышлении происходит тщательное абстрагированное от «привходящих обстоятельств» и объектом мысли оказывается только сам объект, его свойства. Условия, в которых эти свойства познавались, средства — от всего этого абстрагируется теоретическое мышление.

В практическом мышлении, наоборот, учитываются и отражаются в обобщении не только сам объект с его свойствами, но и условия, средства воздействия, выявившие свойства объекта, а также позволяющее снова в этих условиях и этими средствами произвести нужное и заранее известное преобразование. Объектом мысли теперь является вся взаимодействующая система: действующий субъект; условия, средства действия и само действие; объект, на который направлено это действие.

Преобразование, метаморфоза объекта достигается благодаря действию субъекта, которого как раз и интересуют возможности этого преобразования. Известные теоретическому мышлению свойства этого объекта сами по себе не могут дать достаточно информации о возможностях его преобразования. «Люди должны, — пишет В.В. Давыдов, — наперед учитывать те свойства предметов, которые позволяют производить метаморфозы, соответствующие как поставленной цели, так и природе самих предметов. Без этого предмет может измениться не в том направлении, которое требуется целью. Следовательно, в процессе труда человек должен учитывать не только внешние свойства предметов, но и меру их «расшатывания»… Эту меру нельзя выявить до практического преобразования предметов и без него, так как только в этом процессе она себя и обнаруживает» [18, с. 250].

Эту мысль можно пояснить на таком абстрактном примере. Мы хотим преобразовать некоторый объект, то есть перевести его из данного состояния 1 в требуемое состояние 2.

Имеющиеся знания об объекте позволяют предположить, что для этого нужно на него произвести действие д-1. Однако, при осуществлении этого действия мы обнаруживаем, что объект начинает изменяться иначе, чем мы ожидали, и переходит в состояние 3, которое не соответствует нашим целям. Дело в том, что многочисленные дополнительные обстоятельства, которые не принадлежат к свойствам спонтанного движения объекта, а зависят от свойств ситуации, связанных с особенностями действия, приводят нас к нежелаемому результату. Мы должны заранее знать «податливости» [57] объекта как элемента данной взаимодействующей системы, чтобы, действуя, получать нужные результаты.

Нужны пробные действия, чтобы исследовать эти «податливости», то есть узнать, каковы направления и степени метаморфозы объекта в таких условиях и при действии таким способом данными средствами. В этом случае вся сложная система скрытых воздействий и факторов не изучается, а определяется суммарно.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...