По мнению С.Л. Рубинштейна «интеллектуальной операцией в широком смысле слова может быть не только теоретическое построение, но и практическое действие… Практическое действие является интеллектуальной операцией, поскольку, не отражая, а преобразуя действительность, она, осуществляя свою цель, сообразуется с объективными условиями этой ситуации, в которой оно совершается. Вынужденное для реализации своей цели воздействовать на одни вещи при посредстве других, действие осмысленно, если оно учитывает объективные свойства этих вещей» [123, с. 303]. При этом, по его мнению, «труд удовлетворяет всем условиям, определяющим понятие интеллектуальной операции» [123, с. 304].

Таким образом, нет пропасти между теоретическим и практическим познанием. Первое испытывает объективный мир, чтобы познать его; второе — чтобы познать и успешно действовать в этом мире. Важнейшими признаками действования как познания является его сообразованность с условиями ситуации действия, учет свойств тех вещей, с которыми связывается действование. Труд, производящий действие не для познания, а для своих практических целей, тем не менее является интеллектуальной операцией, познанием, мышлением в том смысле, что его действия сообразуются с условиями и учитывает свойства.

В другом месте С.Л. Рубинштейн справедливо пишет, что практическое мышление — это «мышление действиями. Действие не только определяет специфическую ситуацию, в которой происходит мышление, но и является средством выражения мышления так же, как в других случаях таким средством является речь… в словесном мышлении слово есть орудие, посредством которого мысль не только формулируется, но и формируется. В не меньшей степени это относится к действию… Таким образом, практическое мышление совершается в специфической ситуации и пользуется специфическими средствами. Специфичен поэтому и процесс его протекания» [123, с. 335].

Следовательно действие не только преобразует мир, но и отражает соответствующие его свойства, позволяет познавать его. Сегодня мы понимаем действие в широком смысле. Это не только перемещение в рамках наглядной ситуации. Это и действие в различных видах трудовой деятельности человека. Наибольший интерес представляют действия в профессиональной деятельности, действия в их выраженной форме.

Здесь мы можем рассуждать вслед за В.В. Давыдовым. Внесение изменений в реальный мир, метаморфозы в нем, перевод некоторого объекта из состояния «1» в состояние «2» — преобразование этого реального мира производится действиями. Тогда изготовление какой-либо вещи осуществляется действиями по преобразованию исходного материала в соответствии с замыслом, целью. При этом адекватность действия обеспечивается тем, что оно сообразуется со свойствами сырья, с условиями, со средствами — орудиями. Продукт этого действия достигается путем внесения соответствующего изменения.

Но такими же действиями с нашей точки зрения являются и внешне совершенно другие случаи — задуманные и произведенные с учетом условий, средств, свойств объекта и т.д. внесения изменений в окружающий мир. Так, спортсмен совершает обманное движение; и этим своим действием, учитывающим многочисленные обстоятельства, побуждает противника «раскрыться», совершить ошибочное движение. Так же врач назначает некоторое лечение, рассчитывая произвести в организме больного задуманные изменения. Руководитель, инженер, следователь, педагог совершает в ходе своей деятельности действия своими профессиональными средствами. Но они, эти действия, всякий раз ведут к внесению задуманных изменений в какой-то объект с учетом необходимых свойств объекта, «ситуации», средств, условий действования. Значительная часть этих изменений вносится в естественный мир природы и осуществляет создание мира задуманного, предметного, обладающего нужными нам свойствами.

Конечно действующий субъект хорошо представляет себе цель действия — измененный объект. Конечно при определении характера и степени воздействия учитываются известные науке свойства данного объекта. Однако, в остальном преобразование объекта вплоть до намеченного состояния — это движение неизвестности. Каждый случай определения такого воздействия единичен, уникален, а значит осложнен различными многочисленными обстоятельствами. Производимое воздействие, как уже говорилось, может вести совсем к другому результату; оно может вызвать различные последствия, только часть которых можно предвидеть. По существу субъект практического мышления действует когда невозможно полностью учесть условия и средства, поэтому чаще всего осуществляется лишь постепенное пошаговое приближение к искомому результату. Вот почему необходимы пробные действия.

Пробные действия позволяют определить, в каком направлении и в какой степени подается, изменяется объект в ответ на данное определенное действие. Стремятся предпринимать по возможности незначительные осторожные пробные действия, чтобы не разрушить наш объект и не ухудшить имеющуюся ситуацию. Однако пробное действие, кроме относительно малых размеров и разведочных целей, ничем не отличается от любого обычного действия. Оно точно так же производит изменения в объекте, которые, как правило, носят необратимый характер. За каждую пробу приходится платить, иными словами, каждая проба — это риск получить необратимые нежелательные изменения объекта. Это значит, что пробное действие — это уже начало реализации решения (которого еще нет!), это уже начало внесения изменений в объект. Мысленные пробы, мысленные исследования объекта и его изменений — обратимы, но не позволяют получить достаточную информацию о сложных взаимосвязях объекта, которые обнаруживаются только при реальных испытаниях.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...