Как уже говорилось, условия, средства, действия и т.п. в теоретическом мышлении не включаются в обобщенные знания об объекте, теоретические знания от них эмансипированы. В практическом мышлении такого абстрагирования не происходит, так как действия, преобразования объекта не могут быть адекватными без учета ситуации, средств и т.п., Таким образом обобщаемые в практическом мышлении знания, опыт субъекта (и его ментальная модель) включают в себя всю взаимодействующую систему: Субъект — действие — объект.

Получается, что знания об объекте, воспринимаемые практиком как свойства именно и только объекта (как в теоретическом мышлении), на самом деле включают в себя и условия, и примененное средство, и даже свойства (например, умения) самого субъекта. Свойство объекта осмысливается через цель, действие, через характер производимого изменения. Но оно в действительности результат данного, этого взаимодействия. В других условиях, другими средствами может получиться другой результат. Послушная, «уговариваемая» работница у одного руководителя может обладать противоположным качеством у другого, так как «уговаривание» осуществлялось другими средствами и в других условиях. У третьего руководителя она может быть тоже «уговариваемой», но за этим ее качеством будут стоять другие ее свойства, проявившие себя таким образом в другой взаимодействующей системе. Ведь качество объекта — это его «откликаемость» на мои приемы и в этих условиях.

Существенно, что субъект в этой системе — ее активное звено. Он не стоит в стороне, как субъект теоретического мышления. Но он также как субъект теоретического мышления, строит систему знаний о мире, свои обобщения. Это возможно еще и потому, что многие элементы взаимодействующей системы не меняется от случая к случаю, повторяются. Это, прежде всего, приемы и умения субъекта, это его профессиональный, освоенный и имеющийся арсенал средств. Это даже определенная часть (повторяющаяся, типичная) условий действия.

Интересно и то, что воздействие субъекта изменяет не только объект, но производит некоторые изменения и в других элементах взаимодействующей системы: в условиях, в средствах, в самом субъекте. Таким образом, в отличие от теоретического — практическое мышление познает свойства, движение, развитие именно всей взаимодействующей системы. Хотя и приписывает их только изменяемому объекту. Это обстоятельство приводит к трудностям вербализации имеющихся знаний, к непониманию между профессионалами. Эти особенности осознавания и понимания своих знаний ярко проявлялись в экспериментах и положены в основу применяемых нами методов исследования. Так, действующий субъект осознает цели своего действия, объект действия, но свои средства и способы — гораздо хуже, не всегда, не полностью. Средства как бы подразумеваются. Их характер, адекватность часто оценивается по результатам, а не по их содержанию, строению и т.п. Но об этом — в другом месте.

До сих пор мы рассуждали, как бы абстрагируясь от особенностей самого объекта. На самом деле для практического мышления характерен сложный объект.

Смотрите также

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...