Как уже говорилось, условия, средства, действия и т.п. в теоретическом мышлении не включаются в обобщенные знания об объекте, теоретические знания от них эмансипированы. В практическом мышлении такого абстрагирования не происходит, так как действия, преобразования объекта не могут быть адекватными без учета ситуации, средств и т.п., Таким образом обобщаемые в практическом мышлении знания, опыт субъекта (и его ментальная модель) включают в себя всю взаимодействующую систему: Субъект — действие — объект.

Получается, что знания об объекте, воспринимаемые практиком как свойства именно и только объекта (как в теоретическом мышлении), на самом деле включают в себя и условия, и примененное средство, и даже свойства (например, умения) самого субъекта. Свойство объекта осмысливается через цель, действие, через характер производимого изменения. Но оно в действительности результат данного, этого взаимодействия. В других условиях, другими средствами может получиться другой результат. Послушная, «уговариваемая» работница у одного руководителя может обладать противоположным качеством у другого, так как «уговаривание» осуществлялось другими средствами и в других условиях. У третьего руководителя она может быть тоже «уговариваемой», но за этим ее качеством будут стоять другие ее свойства, проявившие себя таким образом в другой взаимодействующей системе. Ведь качество объекта — это его «откликаемость» на мои приемы и в этих условиях.

Существенно, что субъект в этой системе — ее активное звено. Он не стоит в стороне, как субъект теоретического мышления. Но он также как субъект теоретического мышления, строит систему знаний о мире, свои обобщения. Это возможно еще и потому, что многие элементы взаимодействующей системы не меняется от случая к случаю, повторяются. Это, прежде всего, приемы и умения субъекта, это его профессиональный, освоенный и имеющийся арсенал средств. Это даже определенная часть (повторяющаяся, типичная) условий действия.

Интересно и то, что воздействие субъекта изменяет не только объект, но производит некоторые изменения и в других элементах взаимодействующей системы: в условиях, в средствах, в самом субъекте. Таким образом, в отличие от теоретического — практическое мышление познает свойства, движение, развитие именно всей взаимодействующей системы. Хотя и приписывает их только изменяемому объекту. Это обстоятельство приводит к трудностям вербализации имеющихся знаний, к непониманию между профессионалами. Эти особенности осознавания и понимания своих знаний ярко проявлялись в экспериментах и положены в основу применяемых нами методов исследования. Так, действующий субъект осознает цели своего действия, объект действия, но свои средства и способы — гораздо хуже, не всегда, не полностью. Средства как бы подразумеваются. Их характер, адекватность часто оценивается по результатам, а не по их содержанию, строению и т.п. Но об этом — в другом месте.

До сих пор мы рассуждали, как бы абстрагируясь от особенностей самого объекта. На самом деле для практического мышления характерен сложный объект.

Смотрите также

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...