Как уже говорилось, условия, средства, действия и т.п. в теоретическом мышлении не включаются в обобщенные знания об объекте, теоретические знания от них эмансипированы. В практическом мышлении такого абстрагирования не происходит, так как действия, преобразования объекта не могут быть адекватными без учета ситуации, средств и т.п., Таким образом обобщаемые в практическом мышлении знания, опыт субъекта (и его ментальная модель) включают в себя всю взаимодействующую систему: Субъект — действие — объект.

Получается, что знания об объекте, воспринимаемые практиком как свойства именно и только объекта (как в теоретическом мышлении), на самом деле включают в себя и условия, и примененное средство, и даже свойства (например, умения) самого субъекта. Свойство объекта осмысливается через цель, действие, через характер производимого изменения. Но оно в действительности результат данного, этого взаимодействия. В других условиях, другими средствами может получиться другой результат. Послушная, «уговариваемая» работница у одного руководителя может обладать противоположным качеством у другого, так как «уговаривание» осуществлялось другими средствами и в других условиях. У третьего руководителя она может быть тоже «уговариваемой», но за этим ее качеством будут стоять другие ее свойства, проявившие себя таким образом в другой взаимодействующей системе. Ведь качество объекта — это его «откликаемость» на мои приемы и в этих условиях.

Существенно, что субъект в этой системе — ее активное звено. Он не стоит в стороне, как субъект теоретического мышления. Но он также как субъект теоретического мышления, строит систему знаний о мире, свои обобщения. Это возможно еще и потому, что многие элементы взаимодействующей системы не меняется от случая к случаю, повторяются. Это, прежде всего, приемы и умения субъекта, это его профессиональный, освоенный и имеющийся арсенал средств. Это даже определенная часть (повторяющаяся, типичная) условий действия.

Интересно и то, что воздействие субъекта изменяет не только объект, но производит некоторые изменения и в других элементах взаимодействующей системы: в условиях, в средствах, в самом субъекте. Таким образом, в отличие от теоретического — практическое мышление познает свойства, движение, развитие именно всей взаимодействующей системы. Хотя и приписывает их только изменяемому объекту. Это обстоятельство приводит к трудностям вербализации имеющихся знаний, к непониманию между профессионалами. Эти особенности осознавания и понимания своих знаний ярко проявлялись в экспериментах и положены в основу применяемых нами методов исследования. Так, действующий субъект осознает цели своего действия, объект действия, но свои средства и способы — гораздо хуже, не всегда, не полностью. Средства как бы подразумеваются. Их характер, адекватность часто оценивается по результатам, а не по их содержанию, строению и т.п. Но об этом — в другом месте.

До сих пор мы рассуждали, как бы абстрагируясь от особенностей самого объекта. На самом деле для практического мышления характерен сложный объект.

Смотрите также

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...