Специфика анализа, синтеза и обобщенияПсихология практического мышления / Проблемная ситуация и процесс практического мышления / Специфика анализа, синтеза и обобщенияСтраница 1
Мышление традиционно изучается как психический процесс, на этом пути в психологии достигнуты значительные результаты. Процессуальный подход позволяет глубже раскрывать природу мышления, успешно применять полученные результаты в прикладных областях, например, в психологии труда, в педагогике.
В наших исследованиях особенно заметной оказалась взаимосвязь процесса мышления и его обобщений, опыта. Поэтому, как это ни парадоксально, решение некоторых важных проблем строения, организации опыта профессионала может таиться в особенностях процесса мышления, порождающего этот опыт.
«Психологически исследовать мышление как процесс, — пишет А.В. Брушлинский, — это значит изучить внутренние, скрытые причины, приводящие к образованию тех или иных познавательных результатов». [8, с. 43].
При этом процесс мышления заключается в анализировании, синтезировании и обобщении, если говорить совсем кратко и общо. Исследования практического мышления привели нас к выявлению особых форм анализа и синтеза — оцениванию, необычному использованию синтеза, опирающемуся на специфические заготовки синтеза.
Оценивание
Оценивание как специфическая мыслительная операция возникает в связи с некоторыми особенностями объекта, с которым имеет дело профессионал в ходе трудовой деятельности. Вспомним, что точная количественная выраженность того или иного свойства оказывается невозможной (и ненужной). Так, для мастера на заводе в роли элементов задачи выступают станки, сырье, работники и их свойства: качество сырья, особенности оборудования, квалификация рабочего.
Но их точное количественное выражение обычно невозможно. Сортность сырья, например, сама по себе не может характеризовать его качества в различных температурных условиях, при разной влажности воздуха и т.д.
Кроме того, приблизительная выраженность различных параметров определяется профессионалом на основе его индивидуальных норм. Ему необходимо знание свойств объектов не самих по себе, а проявление этих свойств в данном конкретном случае, в данных условиях, при данном воздействии на объект. Поэтому оценка какого-либо свойства одного и того же работника у различных мастеров может быть разной, так как это свойство могло проявиться не одинаково. Все это еще больше усложняет введение общей меры для определения степени выраженности того или иного параметра. Однако в повседневной деятельности этого не требуется, так как мастеру необходимо иметь представление о проявлении различных параметров объектов в каждом конкретном случае практически. Например, если я ставлю работницу на этот станок, то она обнаружит один уровень квалификации, если на тот станок, то — другой уровень, так как в первом случае от работницы требуется, кроме всего прочего, физическая сила (или высокий рост, или быстрота движений, или умение планировать и т.д.), а она силой не обладает. Во втором же случае это свойство не требуется.
Таким образом, каждый конкретный случай, его условия, средства и т.п. выявляет у данного объекта другой, новый набор свойств, меняющий интересующее субъекта суммарное итоговое свойство, его количественную выраженность.
Описанное обстоятельство вызывает к жизни особый тип анализа — оценивание, когда субъект ищет решение, сопоставляя, соизмеряя, соотнося друг с другом различные элементы решаемой задачи. В нашем абстрактном примере это «примеривание» работницы к станку в конкретных условиях. Например, мне для выполнения срочного задания нужно набрать группу станков, выдающих продукцию быстро и высокого качества. Вот я и оцениваю нескольких работниц: соответствуют ли они требуемому уровню в случае их работы на этих станках и в данных условиях, .
Смотрите также
Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический
интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями
в эмпирическом материал ...
Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о
двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре
Ференци.
Невозможно даже просто сос ...
Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала
инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия,
относящиеся к раннему развитию челове ...