Построение задачи

Итак, процесс преобразования деятельностной ситуации в проблемную завершается принятием некоторой проблемности к разрешению. В отличие от других, отложенных, отброшенных стимульных ситуаций, эта оценена как значимая и разрешимая и стала проблемной. Однако пока она имеет еще преимущественно деятельностные характеристики. Актуальные для мышления, то есть с позиции проблемности, ее свойства пока определяются еще приблизительно и совсем не полно. Тем не менее, конфликт, содержащийся в проблеме уже переживается как значимый, его преодоление эмоционально-мотивационно подкреплено. С этого момента начинается строительство задачи, «модели», как называл я раньше, концептуальной мозговой модели, как говорил А.В. Панкратов.

Эта задача, проблемный комплекс, строится уже для решения мыслительной задачи, а не для осуществления деятельности. Именно здесь начинают более четко вырисовываться и проясняться для субъекта суть проблемности, картина рассогласования, расхождение между задуманным (желаемым, требуемым, нормативным) и реально существующим. Надо иметь в виду, что информации для построения этой задачи всегда значительно больше, чем требуется. Ведь наш профессионал как бы погружен в свою профессиональную деятельность. Он знает свой объект труда основательно и подробно. И в этом море информации ему необходимо отыскать только актуальную для решения. Но в то же время наш субъект испытывает и дефицит информации, так как проблемность задачи может потребовать и те сведения, которые ранее не определялись, или знания о тех параметрах, которые могли измениться.

Существенно также и то, что это воссоздание объекта труда под углом зрения данной проблемности уже с самого начала детерминируется не только самой общей идеей гипотезы решения, но также и возможными путями его реализации. Оценка реализуемости решения в отношении определенного момента и состояния данного объекта труда осуществляется на всех, и на этом этапе мышления.

Гипотеза и решение

Одной из важных особенностей задач, которые решает профессионал, является их комплексность. Об этом мы говорили выше: много элементов объекта труда, часто разноплановых и разносортных, организованных по разным принципам в ряд подсистем. Кроме того, наш объект движется, функционирует. И задача профессионала — внести изменения в этот объект, в его движение, перевести его из состояния A в состояние B. Это обстоятельство существенно потому, что трудность задачи нередко связана с этой комплексностью. Вносимые изменения (решение), необходимые и актуальные в рамках одной подсистемы, означают изменения также и в некоторых других подсистемах. Нужно бывает предусмотреть и совместить устранение ряда возмущений в системе.

Стратегии выработки решений поэтому предполагают предварительный пошаговый поиск частных решений и последующее их объединение; учитывают возможности осуществления решения в течение определенного промежутка времени: часть из них — немедленно, часть — постепенно.

Сильное влияние необходимости реализовать решение предполагает выдвижение осуществимых гипотез, отбрасывание абстрактных, нереалистических. Возможные решения связываются с выходами на имеющиеся средства, на инструмент, опыт формируется под влиянием выполнявшихся решений и их анализа, поэтому он своеобразно, действенно отражает знания профессионалом объектом своего труда.

Интересно, что решение нередко ищется в рамках одной обобщенной ситуации, одного понимания существа задачи, меняются лишь ее конкретные варианты. Переход к другой обобщенной ситуации происходит не сразу, осуществляется с трудом. Испытуемый затрудняется говорить об обобщенной ситуации, имеющейся в его опыте и активно им используемой. В крайнем случае он ее как-то называет или говорит о ней как о конкретной, имея в виду обобщенную ситуацию.

Существенной особенностью поиска решения, учитывающего его реализацию, является неизбежная новизна каждой следующей конкретной ситуации. Поэтому существуют и широко используются пробные, «прикидочные» воздействия, преследующие диагностические цели, выявление податливостей. Они помогают уточнить адекватность выбранного средства, соответствие обобщенной ситуации данному состоянию объекта.

Реализация и последствия

Типичная для традиционной картины мыслительного процесса проверка решения — как заключительный этап — в практическом мышлении, по-видимому, ассимилируется предшествующим. Для практического мышления характерен этап реализации решения. По сути он начинается уже при осуществлении пробных воздействий, которые неизбежно как-то изменяют объект.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...