Аналогичные изложенным результаты были получены в исследовании В.К. Солондаева. Он обнаружил, что по ходу решения задачи профессионалам происходит «переклассификация ситуации». По его мнению в основе этого явления лежит оценивание различных способов действий как определяющих характер взаимодействия [136, с. 98]. Его испытуемые обнаружили «стойкую приверженность» к классификации по разноплановым свойствам или по способу действия. Особенности обобщения практиков отображают требования деятельности, т.е. классификации, используемые профессионалами по ходу решения задач имеют динамический характер, они строятся на основе наиболее существенных для данного этапа характеристик. [136, с. 112]

Таким образом, каждый этап мыслительного процесса «оснащен» специфической стереотипией. И это естественно, поскольку на каждом этапе по-разному, специфично учитываются условия и средства, возможности субъекта, цели и последствия. Оцениваются разные особенности и свойства ситуации, субъекта, средств; используются неодинаковые, специфические оценочные инструменты и шкалы. Тем самым и достигается адекватность практического мышления, реализуемость его решений, а в итоге — большая или меньшая успешность той деятельности, компонентом которой и является мышление.

Необычность обобщений практического мышления, как мы видим, оказалась значительно более сложной, чем просто «ситуативность». Однако нам кажется, что пока нам удалось разобраться лишь в одной из сторон специфики этих обобщений. Существуют и другие, о которых следует сказать отдельно.

Отражение объекта с позиции его преобразования

Преобразующая направленность, о которой уже говорилось выше, несомненно должна проявляться и в обобщениях практического мышления. В них прежде всего должны быть представлены не только свойства исходного состояния и завершающего (желаемого) состояния объекта, но также характеристики, свойства и законы самого этого преобразования, т.е. процесса перевода объекта из первого состояния во второе. Это важнейшая особенность практического познания и обобщения, не случайно на нее указывают многие, весьма авторитетные исследователи.

Здесь отражаются особые свойства объекта — отвечать, «реагировать» на внешнее воздействие, сопротивляться или поддаваться этому воздействию: преобразуемость объекта, его податливость. Следовательно в обобщениях как-то должна быть отражена, представлена динамичность, изменяемость ситуации, а не только ситуативность. Некоторые авторы в связи с этим говорят о особенности обобщений практического мышления.

В эксперименте [136] нам удалось зафиксировать, что в ходе решения задач испытуемые опирались как на статические, так и на отражающие динамику перехода, событийные обобщения, которые оказались связанными со способами осуществления действий.

Понятно, что преобразования производятся каким-то способом и посредством определенного

Понятно, что преобразования производятся каким-то способом и посредством определенного инструмента. Характер, направление, степень преобразования существенно зависят от способа и орудия, средства. Поэтому — что очень важно — можно предположить, что обобщения тесно связываются с этими способами и инструментами, в этом смысле они инструментальны.

Рубинштейновские «знания, ушедшие в способы», тепловские «синтезы — анализаторы» и наши «заготовки синтезов» — все эти явления и догадки могут найти объяснения в динамичности, инструментальности обобщений.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...