Если же вести речь о какой-либо профессиональной деятельности и практическом мышлении, то основные черты движения от задания к проблемной ситуации окажутся такими же, хотя все этапы этого движения будут существенно более сложными, развернуться в самостоятельные блоки и подсистемы. Ведь сама профессиональная деятельность будет отличаться сложностью, а кроме того будет занимать важное место в жизни субъекта, сложностью будет отличаться и объект, и характер взаимодействия с ним субъекта. Значительное влияние будет оказывать необходимость реализации решения и ответственность за нее.

Проблемная ситуация — это взаимодействие субъекта с объектом. Возможно, что и характер этого взаимодействия определяется уже на этапе деятельностной ситуации. В психологии труда известно, что существенную роль при этом играют функции субъекта-работника в производственном процессе [80]. Не вдаваясь в подробности этого вопроса, отметим, что эти функции могут заключаться, например, в преобразовании объекта или в устранении возникающих возмущений в функционировании объекта, или же только в диагностике их причин или даже в их обнаружении. Функции, которые берет на себя работник, определяются заранее, но в меняющихся условиях жизни и деятельности они могут упрощаться или усложняться различным образом, к ним могут добавляться дополнительные временные задачи. Поэтому целесообразно говорить о некотором, сложившемся на сегодня производственном задании, в котором как раз и объединяются функции вместе с усложнениями и дополнительными задачами.

Существенным также является отношение субъекта к заданию, в конечном итоге — то место, которое занимает профессиональная деятельность — и, в частности, сегодняшнее производственное задание, — в жизни субъекта.

В лабораторных условиях аналогичные образования носят временный случайных характер; они не продолжительны, не успевают сложится в какую либо систему, чаще всего затрагивают второстепенные интересы и мотивы личности.

В условиях реальной практической деятельности картина иная. Трудовая деятельность, наряду с семьей, занимает важное, часто центральное место в жизни человека. С этой деятельностью связаны достаток и благополучие в семье, профессиональное самоудовлетворение, достаточное место среди коллег и сослуживцев, и многое другое. Поэтому и отношение к своим производственным функциям, к производственному заданию как правило связано с самыми центральными интересами и мотивами. Соответствующие мотивы являются компонентом сложной системы мотивов субъекта.

Эта система мотивов, лежащая в основе деятельности означает, что производственное задание принимается как естественное, само собой разумеющееся. И возникающая проблемная ситуация обнаруживает себя, а затем рассматривается и оценивается через призму этих мотивов. Субъект с его мотивами и интересами определяет возникновение и специфику развития проблемной ситуации. И в этом плане очень интересно соотношение познавательных, специфических — и производственных, вообще неспецифических мотивов в осуществлении мыслительного процесса.

По-видимому, всякий профессионал стремится познать объект своего труда, строит индивидуальную систему деятельности [103, 106]. На материале мышления и деятельности руководителя обнаружилось некоторое оптимальное соотношение деятельностных и познавательных мотивов. Среди успешных руководителей не было ни тех, кто игнорирует познавательную сторону, ни тех, кто придает этой познавательной стороне определяющее значение.

По-видимому можно говорить о двух крайних формах знания объекта: знании преобразователя (действующего субъекта) и знании созерцателя. Созерцателя интересует объект как таковой, его спонтанное движение и развитие, его собственные свойства, абстрагированные от частных особенностей взаимодействия, в котором были обнаружены эти свойства. Созерцатель стремится узнать строение объекта, в котором были бы представлены его собственные свойства, его место в системах объектов того же и смежных этапов.

Сам созерцатель как бы отстранен от объекта, не взаимодействует с ним, так что никакие особенности, черты, способности или свойства этого субъекта никак не представлены в его знании об объекте.

Но знания об объекте в результате оказываются не связанными и с деятельностной мотивацией, и с самой индивидуальной системой деятельности субъекта. Они отделены от деятельности и содержательно и мотивационно.

Преобразователя интересует объект в связи с его производственным заданием, его функциями — в широком смысле — с задачами преобразования. Объект как таковой, его спонтанное движение и развитие важны для действующего субъекта в связи с задачей воздействия на объект и внесения в него необходимых изменений. Преобразователю важно знать «податливости» — свойства объекта поддаваться воздействиям данного субъекта (непосредственным или опосредованным людьми орудием).

Преобразователя интересует строение объекта и его саморазвитие в связи с возможностями его преобразования в том числе и за счет собственных свойств и возможностей объекта.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...

Последователи Фрейда
...

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...