Таким образом, знания преобразователя об объекте отличает «субъективность», в них отражены способности, способы и вообще свойства самого действующего субъекта, эти знания легко и естественно реализуются, т.к. они еще и ситуативны, т.е. отражают условия и способы взаимодействия, в конечном итоге — функции и производственное задание. Таким образом мотивационно и содержательно эти знания адекватны и целям, и условиям деятельности субъекта, они как бы вписываются в эту деятельность. Эти знания адекватны индивидуальной системе деятельности.

В лабораторных условиях задача и проблемная ситуация по времени почти совпадают. Испытуемому дали задачу, т.к. он соглашается участвовать в эксперименте. Задача оказывается трудной, но посильной и интересной: проблемность, которую встречает испытуемый, увлекает его. Познавательная мотивация с этого момента движет мыслительной процесс. Нередко кажется, что решение задачи и мыслительной процесс это и есть мышление.

В производственных условиях глубокие различия между деятельностью по выполнению задания и мышлением становятся очевидными. Мышление возникает не во всякой деятельности, а момент его возникновения может быть отделен от момента начала деятельности значительным временным промежутком. Профессионал изо дня в день выполняет свои функции. В течении каждого рабочего дня выполнение производственного задания является главной его задачей. Различные отклонения в ходе выполнения задания (стимульные ситуации) оцениваются субъектом, в результате чего некоторые из них и принимаются как проблемные ситуации.

В зависимости от производственного задания профессионал обращает внимание на различные по природе отклонения, возмущения в функционировании объекта [52] в самом процессе взаимодействия с объектом.

Важно подчеркнуть, что субъект любой реальной деятельности именно в силу своего производственного задания, принятой задачи стремится обнаружить, не пропустить эти сбои, возмущения, отклонения. Он активно ищет, таким образом, эти возмущения, а обнаружив, стремится их устранить. Вот эти возмущения и становятся для субъекта стимульными ситуациями.

Важно подчеркнуть субъективность стимульной ситуации. Ведь не каждый сбой, возмущение замечает субъект, не каждый замеченный сбой становится ядром стимульной ситуации. Наконец, стимульная ситуация может возникнуть ошибочно, когда объективно для её возникновения никаких оснований нет. Наконец, многое зависит от опыта, от профессионального уровня субъекта. Он может видеть «проблемность» там, где другой ничего не видит, и не придавать значения «возмущениям», явным и опасным по мнению менее опытных.

«Умение видеть проблему» [124] означает и знание особенностей функционирования объекта и владение специальными стратегиями поиска «сбоя» и антиципирующие способности профессионала, который иногда знает, где расположены «стимульные зоны».

Давайте представим себе ситуацию, когда ваш малыш научился ходить ножками. Вы с радостью, но и с некоторой тревогой приглядываете, наблюдаете за ним, стараясь предугадать возможные неприятности. Вот малыш прибежал к столу, и, чтобы удержаться, ухватился за скатерть. Вот он подбежал к туалетному столику и сейчас схватит какой-нибудь флакон или тюбик и потянет его в рот. Разве эти стимульные ситуации являются неожиданными для вас? Очень быстро вы мысленно «нарисуете» для себя стимульные зоны — зоны возможных опасностей и неприятностей. Вы примете соответствующие меры, чтобы уменьшить зону потенциальной проблемности: снимете скатерть со стола, уберете в шкаф косметику и т.п. Точно так же опытность позволяет субъекту знать заранее — где и какого рода возмущения в работе можно ожидать и вообще представляет из себя специфическую способность, умение искать и видеть потенциальную проблемность, которая несомненно основана на глубоком знании объекта своей деятельности и на опыте взаимодействия с ним.

Уровни знания объекта

Было бы неверно предполагать, что в «препятственных» случаях мышление направленно только на устранение возмущения. Открываемое при этом новое знание («микроэтап в развитии субъекта» [86] должно как-то включиться в уже имеющиеся знания об объекте и о его преобразовании (взаимодействии с ним). Идет процесс построения индивидуальной системы деятельности [106], в рамках этого процесса и возникают различные проблемные ситуации, в том числе — связанные с включением нового знания в уже сложившуюся систему. Таким образом, «познавательные» проблемные ситуации возникают также в ходе преобразования объекта, устранения возмущения и т.п. Они могут быть связаны как с познанием, пониманием свойств и законов функционирования самого субъекта, так и с поисками стратегий и законов взаимодействия с ним, преобразования его.

Это длительный и постепенный процесс, зависящий от конкретных ситуаций, с которыми сталкивается субъект в процессе реального действования, от его личностных и познавательных особенностей. Этот процесс протекает постоянно и как бы «над» реальным действованием. Одним из результатов такого познания является освоение, «делание своими» должностных функций, наполнение их «содержанием для себя», пониманием профессионалом того, что же он должен делать.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...

Последователи Фрейда
...