Успешность этого познания и построения индивидуальной системы деятельности приводит к достижению каждым из субъектов определенного уровня знания объекта, уровень овладения объектом труда. Представители разных уровней совершенно по-разному разрешают встречающиеся проблемные ситуации, неодинаково их осмысливают и объясняют. При этом различно и то, что выступает для них в качестве проблемной ситуации, по существу, разным оказывается как видение всего объекта, так и имеющихся в данный момент возмущений.

На материале деятельности сменного мастера были обнаружены три уровня овладения объектом труда [55]. Самый высокий уровень связан с «планирующей» стратегией, когда мастер «ведет» свой цех по пути, наименее связанному с возможностями возникновения сбоев и возмущений. Его мышление направлено на поиск зарождающихся расхождений между планируемым и реальным ходом развития, движения цеха. Его проблемные ситуации связаны с рассогласованиями между планами и возможностями.

Средний уровень овладения означает знание типичных возмущений и признаков их проявления. Мастер не очень ясно, а то и вовсе не представляет, как развивается цех, куда его надо вести. Он владеет «предупреждающей» стратегией, позволяющей ему принимать своевременные меры его предупреждению отдельных, частных рассогласований в объекте управления. Он видит проблемность еще до того, как появились реальные возмущения.

Низший уровень означает почти полное отсутствие адекватных знаний и проявляет себя в «реагирующей» стратегии, когда мастер замечает уже возникшее реальные нарушения в функционировании объекта. Надо сразу же подчеркнуть, что и в высших уровнях в определенной степени присутствует реагирующая стратегия и — тем более — предупреждающая, поскольку бесконечно сложный реальный конкретный объект не может быть познан и освоен до конца. Кроме того, различия в «видении» объекта и его проблемностей связаны не только с уровнем, но и с индивидуальной спецификой действующего субъекта, своеобразием его возможностей, способностей, арсенала его средств и т.п. В этом смысле наблюдается весьма любопытная картина, когда все «новички», принадлежащие к низшему уровню овладения объектом, весьма похожи друг на друга; а опытные, со сложившимися индивидуальными стилями деятельности, оказываются качественно различающимися, очень разными в своих индивидуальных вариантах высшего уровня.

Так, по данным М.В. Максимовской, для руководителя с «частичным» представлением об объекте характерно выделение большого количества задач, которые рассматриваются им как рядоположные и одинаково важные для организации работы цеха. Он, как правило, не может определить смысл каждой задачи в контексте организации выпуска продукта и относительно друг друга, а также описать предполагаемые последствия ее решения для других. Для руководителя с «целостным» представлением об объекте характерно выделение взаимосвязанных комплексов задач, затрагивающих различные сферы [94].

С другой стороны, можно различать «материальный» и «процессуальный» подходы. Если объект в знании представлен как «неизмененные материалы», — например, станки, люди, сырье и т.п., — то субъект решает задачу по полному восстановлению «отклоняющегося» объекта или приведению его в прежнее состояние. Знания «процессуального» типа обуславливают постановку специальных познавательных задач, направленных на выявление производственной функции, которая не обеспечивается, и практических задач по поиску условий ее реализации.

Например, в цехе не хватает рабочих. Для первой группы эта ситуация может формулироваться таким образом: как найти рабочих? В качестве решения может выступать заявка в отдел кадров. Вторая группа задается вопросом: каковы предполагаемые нарушения в связи с нехваткой рабочих? Вариант ответа — не выполняются определенные рабочие ситуации. Этот познавательный этап завершается постановкой практической задачи по поиску путей ее решения с учетом реальных возможностей осуществления. Вариант ответа — освоение рабочими смежных специальностей.

Вернемся к уровням освоения объекта и проиллюстрируем на примерах из работы М.В. Максимовской, как по-разному «строят» свой цех руководители в зависимости от степени освоения объекта [94, с. 128-129].

Наименее опытные, обходя цех, будут выделять различные стороны его функционирования: работает станок или нет, все ли рабочие вышли, есть ли сырье. Это чисто реагирующая стратегия (что сломалось, то и буду восстанавливать), ей соответствуют проблемные ситуации препятственного типа и представители этого уровня именно «наталкиваются» на возмущения и вся их активность направлена на обнаружение и последующее устранение этих возмущений, на восстановление нарушенного объекта.

Первые признаки опытности проявляются в усовершенствовании поиска информации о «сломавшихся» элементах объекта. Однако главными остаются проблемные ситуации, связанные с организацией процесса восстановления: например, как идет ремонт оборудования, оптимально ли он организован, сколько еще осталось сделать. Уже имеет место прогноз, но и прогноз касается ситуаций «восстановления», прогноз «жизни» элементов этого процесса восстановления. Но если, например, сломался станок, руководитель данного типа будет думать о том, как организовать его ремонт. Вопроса же о том, как организовать производство и выпуск продукции без этого станка, у него не возникает.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...