Для следующего типа стратегии в качестве особого объекта уже выступает не только процесс восстановления, но и процесс производства как таковой: как соотносится количество и качество продукции с тем, насколько удачно расставлены люди, как будет выполнено дневное задание и т.п. Соответствующие проблемные ситуации связаны с поиском информации, необходимой для организации процесса производства и с определением оптимального способа организации.

В рамках этого уровня освоения объекта может зарождаться и следующий уровень, когда субъекта начинает также интересовать информация о состоянии отдельных элементов производственной ситуации по отношению к процессу производства со способами их «стабилизации». Например, наряду с процессом производства руководитель осваивает «жизнь», например, техники: идя по цеху, он пытается по звуку или другим, признакам определить состояние оборудования и в связи с этим намечать действия по его профилактике. Таким образом, получается, что руководитель данного типа пытается на основе прогноза состояния и возможностей техники относительно процесса производства стабилизировать данный элемент и в зависимости от изменений других элементов задавать в реально возникающей ситуации оптимальный способ организации процесса производства.

Наконец, последний, высший уровень, когда в центре внимания оказываются проблемные ситуации, связанные с поиском способов сохранения целостного процесса производства или его построения, т.е. объектом становится целостная ситуация производства. На основе прогноза «жизни» всех элементов производственной ситуации делаются попытки «сохранить» её в целом или «построить», исходя из целей, которые субъект ставит для себя при формировании производственного задания. Такой профессионал по звуку, по качеству продукции определяет возможности техники, ее состояние, возможности и состояние рабочего; ищет, что можно сделать, чтобы изменить ситуацию, если она не удовлетворяет; как это соотносится с планом; соотносится ли качество и количество продукции с потребностями сбыта или смежников, что в цехе «существует» для обеспечения «завтрашней» ситуации и т.п.

Подводя некоторый итог, снова отметим, что само видение проблемности разное у представителей разных уровней и типов освоения объекта. Одна и та же ситуация этим профессионалам предстает совершенно в разных обличьях, затрагивает стимульные точки разной природы и в итоге приводит (или не приводит) к проблемным ситуациям разной природы. Субъективность и субъектность «видения» проблемности становиться особенно очевидной.

Зарождение и развитие проблемной ситуации

В ходе деятельности субъект встречает целый ряд «претендующих» на проблемность стимульных ситуаций. С одной стороны, их много, кроме того, определенную их часть могут заметить и другие, даже не профессионалы. И в связи с их многочисленностью едва ли следует реагировать, принимать как проблемные все эти ситуации. Посетите урок хорошего учителя. Там не подавляется естественность поведения ребенка, творческая атмосфера, а поэтому кажется, что дети непрерывно «нарушают дисциплину». Вот кто-то из учеников повернулся, кто-то полез в парту, эти шепчутся и т.п. Любитель «гробовой тишины» на уроке кричал бы и требовал порядка на каждое такое «отклонение от нормы» и быстро подавил бы поисковую активность учеников. Наш профессионал — учитель активен, но для него все эти стимульные ситуации не перерастают в проблемные. Они либо разрешаются привычными готовыми способами, либо вообще отбрасываются и не принимаются к разрешению.

Но, с другой стороны, есть и такие стимульные ситуации, на которые не обратит внимания посторонний, актуальность которых заметна лишь профессионалу высокого уровня. И именно она возможно будет выделена и принята как проблемная. Возможно, наш учитель сразу предпримет какое-то действие. «Я вижу!» — скажет он, глядя на одного из учеников. И никто, кроме них двоих, не поймет в чем дело. Но возможно никакого действия сразу не последует — учителю нужно некоторое время, чтобы найти решение.

Итак, профессионал отмечает различного рода сбои, возмущения, факты-симптомы неблагополучности, факты не укладывающиеся в имеющуюся индивидуальную систему деятельности или диссонирующие с представлением об объекте. Но далеко не все они, эти «стимульные точки», развиваются в проблемные ситуации. Только некоторые, отдельные становятся основой для возникновения проблемной ситуации: сразу сейчас, или потом. У каждого субъекта работает специфический механизм сортировки и отбора стимульных ситуаций, перевода некоторых в проблемные. Этот механизм особенно заметен, выразителен у опытного профессионала и является компонентом организации деятельности. В основе этого механизма лежит оценивание стимульной ситуации, предварительное и очень приблизительное определение того, как соотносится значимость и разрешимость: значимость замеченной неадекватности для «жизни» объекта, для обеспечения его успешного функционирования; разрешимость обнаруженной трудности, устранения сбоя, возмущения. Это оценивание учитывает и «податливость» элемента объекта, и специфику текущего момента, данной сложившейся обстановки, и способности самого действующего субъекта.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...