Психиатрическое обследование пациента имеет решающее значение для оценки больного с точки зрения его пригодности для психотерапии, даже в большей степени, чем для медикаментозного лечения. В результате такого обследования может быть "прописана" психотерапия, и врач в этой связи должен самым тщательным образом взвесить все "за" и "против", проанализировать основные симптомы-мишени, курс предстоящего лечения, показания и противопоказания, как это делается при выработке любого медицинского предписания. Давая такую оценку пациенту с целью применения психодинамической психотерапии, клиницист должен отметить у него присутствие или отсутствие органических причин его психиатрических расстройств, необходимость проведения медикаментозного курса, взвесить риск возможных последствий (самоубийство, убийство человека, развод, нетрудоспособность) и, в частности, возможность ухудшения состояния больного. Иногда неопытный терапевт, который начинает работать в переполненной поликлинике, может не заметить, что пациент, выделенный для лечения с помощью психотерапии, недостаточно обследован и что индивидуальная психодинамическая терапия ему не показана.

Этап проведения обследования предоставляет важную информацию для проведения в будущее психотерапевтического лечения. Очень важно до начала любого лечения, особенно психотерапии, убедиться в том, подвержен ли пациент глубоким депрессиям или маниям, были ли у него в прошлом попытки к самоубийству. Не получив такой информации, очень трудно объяснить ночной звонок от вашего пациента или же его неявку на прием на самом трудном этапе лечения. Кроме того, правильное обследование задает ток всему терапевтическому лечению. После хорошего, эффективно проведенного обследования пациент сознает, что его уважают, чувствует себя в полной безопасности, обретает уверенность в том, что его интересы являются главной заботой врача и что с этим человеком можно вести беседы на любую тему.

Вопросы о состоянии здоровья и симптомах, влечении к самоубийству или убийству других людей очень часто снимают с пациента неприятное чувство, что он одинок в своей озабоченности этими проблемами. Часто пациент и сам ожидает подобных вопросов от врача. В зависимости от того, какие вопросы задаст ему врач, пациент может прийти к выводу о том, на самом ли деле перед ним серьезный терапевт, готовый его выслушать до конца, выражающий о нем заботу, или же он приходит к выводу, что клиницист считает такие вопросы либо не имеющим к делу никакого отношения, либо слишком опасными, чтобы вести об этом разговор. Больные, занимающие высокое положение, и пациенты-врачи всегда с особой живостью реагируют на достаточность обследования. Если пациент чувствует, что во всех областях — как в медицинской, так и поведенческой — все опасности оценены и связанные с этим предупредительные меры заблаговременно и старательно приняты, то он сразу почувствует, что рабочая взаимосвязь с врачом основывается на взаимном доверии и уважении. Такое начало имеет важное, если не критическое значение для последующей за этим психотерапевтической работы, той работы, которая сулит немало трудностей во взаимоотношениях между врачом и пациентом. Обычно уже значительно позже, после того как началась терапия, а зачастую на завершающем ее этапе, пациент вспоминает, например, какой-то особый вопрос, заданный ему врачом, или какое-то особенное приветствие, с которым тот к нему обратился, или как он попрощался с ним у двери, в общем то, что вызвало у него чувство, что совместная работа с этим врачом вполне возможна.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...