НАЧАЛО ОБСЛЕДОВАНИЯ

Обследование начинается с первой встречи пациента с врачом. Если речь идет о поликлинике, то врачу лучше всего представиться и сообщить пациенту о том, что ему известна проблема пациента. Но пациент не всегда полностью сознает, что он в данный момент подвергается обследованию. Терапевт должен ему объяснить, что хотел бы провести с ним немного времени, чтобы подробнее познакомиться с его проблемами и побудить пациента рассказать побольше о себе (см. таблицу 2-1).

Число сеансов, необходимых для завершения обследования, может быть от одного до четырех, хотя могут потребоваться и дополнительные сеансы. Продолжительность обследования определяется временем, необходимым для сбора информации (диагностической и психодинамической оценки), а также для обсуждения практических вопросов, связанных с началом лечения. Начинающий терапевт обычно ошибается, полагаясь на краткое обследование или неполную оценку. Само собой разумеется, обследование не должно длиться дольше, чем это необходимо. В противном случае трансфер начнет определять взаимодействие между терапевтом и пациентом еще до начала самого лечения. Сеансы с целью обследования пациента не столь хорошо структурированы, как лечебные, для работы и анализа трансфера. Если трансфер становится внушительным фактором сопротивления в ходе проведения обследования, то это может привести к трудностям при достижении взаимного согласия по поводу того, к какому именно виду лечения следует в таком случае прибегнуть.

Таблица 2-1.

НАЧАЛО ОБСЛЕДОВАНИЯ

src=

В таком случае трансфер должен быть проинтерпретирован, причем терапевт должен проявлять особую осторожность и донести интерпретацию до пациента так, чтобы тот был в состоянии ее понять и использовать.

Если клиницист только проводит обследование, а пациент будет передан для лечения в руки другого врача, то весьма полезно как для самого обследования, так и для успешного завершения лечения поставить об этом в известность пациента заранее. Тогда ему придется самому решать, до какого уровня самораскрытия дойти — стоит ли открывать такие области, которые причиняют ему слишком большую боль или оставить их необследованными. Терапевт должен быть особенно внимателен к таким вопросам, так как они часто возникают как при обучении, так и в условиях клинической практики. Хотя и не часто, но иногда очень полезно и даже предпочтительна, чтобы первоначальное обследование сделал клиницист, который не будет лечащим врачом пациента. В случае, когда пациенту требуется жесткий, прямой, конфронтационный подход, когда он безусловно нуждается в лечении, клиницист, проводящий обследование и не намеревающийся в будущем вести больного, может чувствовать себя свободнее и задавать вопросы "в лоб", правда, с известным тактом. Более опытный терапевт может оказаться способным провести обследование в такой манере, а затем изменить стиль на более интерпретативный и психоаналитический, отдавая себе отчет, что "определенный параметр" уже внесен в процесс лечения, и он потребует своей интерпретации на более позднем этапе.

Клиницист пользуется двумя методами сбора данных при проведении обследования: он задает вопросы и непредвзято выслушивает ответы. Оба метода нужны для сбора необходимой информации. Пациент, жалующийся на депрессию, не должен покидать кабинет врача до тех пор, пока тот не уяснит серьезность эпизода и риск самоубийства. Это потребует по крайней мере кое-каких прямых вопросов. Вопросы, касающиеся угроз для жизни, должны быть заданы на раннем этапе, чтобы вовремя собрать необходимую для диагноза информацию. Однако вся прочая "жизненная" информация тоже очень важная часть "истории" пациента. Пациентам нужно предоставить достаточно времени и пространства, в котором они могли бы сами нарисовать "картину" своего мира, и терапевт в таком случае не должен выбирать краски! Он не должен быть ни слишком навязчивым, ни излишне молчаливым, так как и то, и другое ведет к недостаточной нужной информации и сбивает с толку пациента.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...