То, как общается пациент с врачом, также является источником информации о межличностных отношениях потенциальных трансфертах реакций. Один пациент, находясь на приеме у терапевта, тоже мужчины, старался поделикатней, не обижая врача своим вопросом, выяснить, какой из двух указанных тем часов для следующего визита будет более удобным для врача. В другом случае женщина-пациент, находясь в кабинета женщины-терапевта, после завершения сеанса, уже находясь возле двери, небрежно бросила: "Где это она купила себе такие туфли? Для меня они слишком дороги!" Хотя полный смысл таких взаимодействий первоначально нам кажется неясным, но клиницист все же обязательно должен их отметить. Такие взаимодействия предоставляют дополнительную информацию, которая может способствовать более точной гипотетической формулировке характерного стиля поведения пациента и областей конфликта. Новичок может ухватиться за эти взаимодействия, стремясь немедленно их исследовать. Однако привлечение внимания пациента к таким моментам на начальной стадии терапевтических взаимоотношений отпугивает пациента, сковывает его любопытство и способствует проявлению трансфера. Зачастую терапевт вообще никак не должен реагировать, а лишь слушать или перефразировать поставленный перед ним вопрос (например: "Вы вольны выбирать время сеанса сами?"). Эти взаимодействия повторятся на более позднем этапе, когда их удастся более подробно исследовать.

История жизни пациента является базой для понимания нынешних его отношений с людьми и защитного стиля. Терапевт психодинамического направления внимательно выслушивает историю болезни своего пациента, обращая особое внимание на те конфликты, которые ему пришлось пережить в ходе развития и на те объекты, с которыми связан такой конфликтный опыт: мать, отец, дед или бабка, сестра, брат. Все эти конфликты обладают потенциалом для трансфера, который возникнет при лечении, когда прошлое оживет в настоящем. Клиницист должен собрать подробные описания каждого из членов семьи пациента — этих актеров в драме его жизни — и попытаться выяснить, какими он их видел.

Очень важно в этой связи помнить, что отец пятилетнего ребенка вовсе не обязательно является отцом и пятнадцатилетнего. Родители меняются по мере того, как происходят события в их жизни: рождение других детей в семье, смена работы, смерть их собственных родителей и т.д. Тот отец, который играл чрезмерно подавляющую роль в одном возрасте, может оказаться "полезным и помогающим структурировать личность" — в другом. Нужно собирать исторические данные обо всех важных периодах в жизни пациента — например дошкольный период, начальная школа, средняя школа, раннее трудоустройство или колледж, брак. Отдавая себе отчет о том, через какой именно опыт прошел пациент в каждый из этих жизненных периодов, какие важные для него люди находились в это время рядом, какие события происходили тогда, терапевт сможет идентифицировать ранние проявления чувств и связей, которые теперь вызывают определенные проблемы в жизни пациента.

Призывая пациента рассказать о его или ее наиболее ранних воспоминаниях, терапевт обнаруживает часто повторение какой-то важной темы в жизни пациента; это также может привести к оценке должной готовности или способности пациента к исследованию его материала фантазий. Таким же образом просьба, обращенная к пациенту, рассказать последний или постоянно повторяющийся сон, а также краткий его анализ с помощью самого пациента, дает необходимую почву для формулировки конфликтных областей, а также может быть использована для оценки способностей пациента мыслить в психологических терминах. Терапевт может также поинтересоваться у своего пациента, каким образом он или она оценивает пример дезадаптивного поведения, постараться дать пробную интерпретацию, или же начать сеанс обследования, осведомившись о мнении пациента о предыдущем сеансе. Такие технические приемы помогают установить дух сотрудничества в отношениях с пациентом, а также получить информацию о том, насколько пациент способен к пониманию и использованию этого понимания для изменения поведения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...