ИНФОРМИРОВАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ПАЦИЕНТА

Психодинамическая психотерапия — это обычно не столь знакомая форма медицинского лечения для пациента, который обратился за психотерапевтической помощью. В конце обследования клиницист обычно обсуждает с больным различные формы лечения, которые могли бы принести ему пользу. Кроме того, долг клинициста — объяснить своему пациенту, насколько эффективен каждый из этих методов. Такой подход используется и в психодинамической психотерапии. Психодинамическую психотерапию можно представить пациенту как процесс овладения новым для пациента способом решения его проблем, основанном на понимании собственной истории, того, как работает внесознательная часть психики, как возникает его личное восприятие действительности — его психическая реальность. Психическая реальность индивидуума зиждится на том, каким образом опыт прошлого используется в качестве бессознательной направляющей для выражения нынешнего поведения — чувств, мыслей, фантазий и поступков.

Объяснение пациенту целей и процесса психодинамической психотерапии очень • важно для успешного начала работы (см. таблицу 3-1). Хотя такое может показаться излишним, но это по сути то же самое, что приходится делать врачу любой специальности. Например, когда семейный доктор замечает, что у его в общем-то здорового пациента вдруг возрос уровень холестерина в крови, то он начинает объяснять ему причины этого и таким образом приглашает пациента к сотрудничеству с ним, чтобы совместно найти такое лечение, которое смогло бы предотвратить развитие скрытого до поры заболевания.

Таблица 3-1.

УСТАНОВЛЕНИЕ АТМОСФЕРЫ БЕЗОНАСНОСТН: ЧТО ДОЛЖЕН ДЕЛАТЬ ТЕРАПЕВТ

src=

На начальной стадии лечения пациент узнает, что действенность психоаналитической психотерапии коренится Б его взаимоотношениях с врачом, в оживлении, воскрешении опыта прошлого в настоящем через их трансферные отношения. Проанализировав свои чувства в ходе терапии, пациент начинает постепенно понимать, каким образом личное прошлое постоянно переживается в настоящей жизни. Пациент начнет тогда отдавать себе отчет в том, что психологическая боль может стать результатом символического возрождения прошлого в настоящем, пробуждения заснувших было конфликтующих чувств и тревог детства. Пациент также на собственном опыте познает, что через понимание таких бессознательных процессов боль облегчается и новый стиль поведения становится ему доступным.

Пациент таким образом просвещается через прямое информирование и объяснения на примерах. Иногда терапевту приходится прямо объяснять пациенту суть лечебного процесса, но делать это нужно так, чтобы поддержать одновременно его настрой на лечение. После этого лучше не повторять объяснения, сменить свою роль с "объясняющей" на "понимающую", прислушиваясь к возможным эмоциональным препятствиям, которые мешают пациенту понимать себя лучше. Искусный терапевт всегда принимает решения на раннем этапе лечения, он знает, когда пациента следует информировать, а когда следует промолчать и выслушать материал, который пациент готов высказать, оставив до времени всякие инструкции. Обычно терапевту-новичку трудно определить, когда обучать, когда молча слушать пациента на первых сеансах. На более поздней стадии, после того как будут даны все объяснения, причем четко и ясно, терапевт сможет понять, что недостаток информации — это не главная трудность, с которой сталкивается пациент. Но он не может этого знать на начальной стадии, особенно если пациент очень мало знает о терапии. Понимание целей и сути лечебного процесса очень важно, чтобы дать возможность ему чувствовать себя в достаточной степени комфортно для того, чтобы исследовать и вытерпеть тревогу, возникающую в обстановке лечения.

"ПАССИВНАЯ" МАНЕРА ПОВЕДЕНИЯ ТЕРАПЕВТА И СВОБОДНЫЕ АССОЦИАЦИИ

После того как пациент начал понимать суть лечебного процесса, терапевт с течением времени становится менее вербально активным, чтобы больше слушать пациента и узнать, как он организует свой психологический мир. Существует даже технический термин для этого — "пассивная" манера поведения. И снова терапевту придется объяснить это своему пациенту, если тот вдруг захочет узнать, почему врач все больше молчит. Терапевт может в таком случае ответить примерно так: "Я внимательно слушаю вас. Я хочу получше понять, каким вы видите мир, и не вмешиваться в то, что вы говорите".

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...