Терапевт также должен поощрять своего пациента говорить как можно свободнее и не делать суждений по поводу точности или логичности им высказанного (см. таблицу 3-2). Это тоже можно объяснить пациенту приблизительно в таких словах: "Вы можете свободно говорить обо всем, о чем хотите. По сути дела, вы мне очень поможете, если будете говорить обо всем, что приходит вам в данную минуту на ум. Я знаю, это трудно". Таким образом, терапевт помогает своему пациенту высказаться, говорить то, что приходит ему на ум, не редактируя своих мыслей, даже если то, что он говорит, может оказаться не совсем правильным или даже причинить неприятные ощущения как его терапевту, так и его любимым и близким.

Такой метод общения известен под названием "свободные ассоциации". Это характерный способ мышления и беседы, применяемый пациентом в классическом психоанализе. В психодинамической психотерапии пациент делает то же самое. Хотя свободные ассоциации в классическом психоанализе значительно "более свободны" из-за иных элементов психоаналитического лечения, пациент, проходящий психодинамическую психотерапию, подходит очень близко к этому способу самовыражения.

Свободная ассоциация неизбежно является относительной, ибо бессознательные конфликты являются основными силами, которые блокируют свободное течение мыслей, чувств и фантазий.

Таблица 3-2.

НАЧАЛО ЛЕЧЕНИЯ: ЗАДАЧА НАЦИЕНТА

src=

Терапевт вместе с пациентом прислушивается к его словам и ищет "ключи" к тому, что из находящегося за пределами сознания больного может являться препятствием на пути свободного выражения его мыслей. Такие способы мышления, которые не допускают неприятные чувства и конфликты до уровня переживания, называются "защитными механизмами". Терапевт внимательно наблюдает за пациентом и в нужное время делится с ним тем, что ему удалось узнать в отношении способа течения его мыслей и чувств, а также тех препятствий, которые мешают их свободному течению. Терапевт отмечает изменения, которые претерпевают мысли и чувства больного и подмечает любое отклонения в сторону от процесса лечения. Клиницист рассматривает защитные механизмы пациента как "сопротивление" в своей работе. Через процесс понимания механизма работы сопротивления — защитные механизмы пациента — позже в ходе лечения возникает трансфер.

Клиницист с пациентом работают вместе для познания способа течения чувств и мыслей пациента. Такое сотрудничество пациент воспринимает на личном опыте как нечто реальное, как собственную выполнимую задачу, а не как нечто магическое. Анализ собственных защитных механизмов является той основой, опираясь на которую пациент в конечном итоге сможет выбирать альтернативные манеры поведения. Иногда, подчиняясь приливу энтузиазма, терапевт-новичок может сообщить своему пациенту свои выводы, не затрачивая особого времени на анализ вместе с пациентом. Это может повысить его престиж в глазах больного. Но часто это приводит к осложнениям в ходе дальнейшего лечения.

Иногда пациент испытывает чувства фрустрации из-за относительной пассивности врача. Что бы ни случилось, но пациент должен видеть в терапевте союзника в противостоянии силам, которые действуют за пределами сознания. И в начальной стадии лечения естественным будет, если терапевт поможет ему увериться в этом. Если это удастся, то преждевременное прекращение терапии пациентом менее вероятно. Быстрое и эффективное обучение этому требует значительного искусства со стороны терапевта.

АТМОСФЕРА БЕЗОПАСНОСТИ

Психодинамическая психотерапия предлагает пациенту сцену, на которой он может разыграть всю драму своей психологической жизни в атмосфере полной безопасности. В терапии все, что рассказывает пациент, должно восприниматься с пониманием, даже если для этого нужно предпринять определенные усилия, без осуждения или критики. Работа психодинамического психотерапевта заключается в управлении жизнью пациента (вот почему так важен отбор), а не в оценке того, что в ней важно и насколько хорошо пациент с ней управляется.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...