Фрейд приложил немало сил, чтобы понять концепцию трансфера. Нынешние психоаналитики считают, что основатель психоанализа рассматривал трансфер как часть любых человеческих отношений. С этой точки зрения, трансфер — это концепция чрезвычайной важности. Она постулирует, что не только в психоанализе и в психотерапии, но вообще повсеместно люди строят свои взаимоотношения в настоящем с помощью репродуцирования эмоционально значимых аспектов своих взаимоотношений в прошлом.

Один из способов наглядно представить себе значение трансфера —• вообразить себе несколько прозрачных пластиковых страничек из анатомического атласа. Вначале, открыв книгу, читатель видит поверхность тела человека. Стоит перевернуть страницу, как перед ним — мускулы, через которые едва проступают еле видимые кровеносные сосуды. Перевернем страницу — и теперь кровеносные сосуды отчетливо видны, но также и основные нервные волокна. Где-то просматриваются кости. Переворачиваем эту страницу, и на последней отчетливо видим все кости. Трансфер строится точно так же. Воспоминания о различных взаимоотношениях накладываются одно на другое, и то, что мы видим на поверхности, определяется тем, что чрезвычайно трудно заметить, что лежит под поверхностью, вне сознания человека.

Другой способ уяснить концепцию трансфера — это представить, что человеческий мозг частично состоит из наборов воспоминаний о каждой из важных личностей из прошлого данного человека. Такие организованные наборы воспоминаний называются "объектными представлениями", и когда человек встречает другого, незнакомого человека, он или она начинает формировать новое объектное представление. Само собой разумеется, такой процесс начинается и осуществляется до определенной степени только тогда, когда новый человек представляет интерес для наблюдателя, но когда такой процесс начинается, то наблюдатель, пытаясь понять своего нового знакомца, начинает рыться в своей памяти в поисках тех стандартов, которые позволили бы ему оценить и сравнить нового индивидуума. Вскоре, как старые, так и новые объектные представления психологически связываются, отвечая на потребность наблюдателя к знакомству или каким-то иным психологическим нуждам, о которых мы поговорим ниже. Незнакомец изучается при помощи идей, мыслей и чувств, которые первоначально предназначались старому другу, родственнику, любимому человеку или же врагу.

То, что мы видим, когда наблюдаем за индивидуумами, разговариваем с ними о их нынешней жизни или нынешних отношениях — это лишь поверхность их психологической жизни. Под этой поверхностью лежат воспоминания об их каких-то имеющих важное значение отношениях, которые, подобно мускулам, нервам и костям под кожей, составляют жизненно важные части "органического целого" мира, их общения: как настоящего, так и прошлого. Но человек воспринимает свои нынешние отношения как "нечто целое". Связь, существующая между нынешними отношениями и прошлыми отношениями, тот факт, что настоящее служит лишь механизмом для выражения старых отношений, остается за пределами его сознания. Из-за этого терапевт может чувствовать трансфер в терапии как оказываемое на него давление, вести себя по отношению к больному так, чтобы это напоминало ему о прежних отношениях.

НЕОБХОДИМОСТЬ ПОВТОРЕНИЯ ПРОШЛОГО

Во всех своих взаимоотношениях люди формируют трансферы. Это объясняется нашим использованием прошлого в качестве "образца" для понимания настоящего и еще тем, что все люди испытывают психологическую потребность повторять прошлое, чтобы овладеть и быть способным регулировать то, что было либо трудным для восприятия, либо было связано с эмоциональной болью. В силу того, что психологическое развитие человека неизменно связано с трудностями и болью, "такое принуждение к повторению" и появляющийся в результате трансфер — это универсальный человеческий опыт. В классическом психоанализе во взаимоотношениях между психоаналитиком и пациентом может возникнуть необычно интенсивная форма трансфера — трансферный невроз. Это происходит тогда, когда аналитик пробуждает в пациенте объектные представления — важные воспоминания, мысли, чувства, импульсы и конфликты, которые составляют сердцевину его эмоционального расстройства. В своих взаимоотношениях с аналитиком пациент рисует подробности такого конфликта. Одновременно с этим индивидуум в ходе психоанализа "разыгрывает" другие характерные образцы своих взаимодействий с людьми: образцы, которые в полной мере отражают структуру его характера. Такая структура, само собой разумеется, частично развивалась как ответ на конфликты, пережитые им в детстве (см. таблицу 5-1).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...