Контртрансфер — это эмоциональная реакция терапевта на пациента. Исторически контртрансфер понимается как трансфер терапевта по отношению к пациенту, как ответ на трансфер пациента. Подобно всем видам трансфера, контртрансфер терапевта был результатом бессознательных конфликтов; правда, эти неразрешенные конфликты являлись конфликтами терапевта, а не пациента. Такой "противоперенос", как считалось, препятствует способности к верному суждению терапевта при осуществлении терапии.

Существует множество контртрансферов, и они весьма раз-ноообразны. Часто они являются результатом событий, произошедших в жизни терапевта, которые могут сделать его более чувствительным к определенным темам ассоциаций своего пациента. То, на каком этапе жизни терапевт находится, — включая вопросы интимности, достижений, или, скажем, старости, — тоже может воздействовать на то, как он "слышит" больного. Интенсивные трансферы любого вида — эротические, агрессивные, девалюирующие, идеализирующие и прочие — всегда готовы служить в качестве стимула для пробуждения в терапевте элементов его прошлого. Психиатр, проходящий курс обучения и испытывающий все связанные с этим тяготы, включая рабочую перегрузку, проблемы начала или окончания курсов лечения, может почувствовать вдруг, что все его пациенты говорят на одну и ту, же тему, которая "случайно" соответствует тому, что тяготит его самого. Когда все пациенты начинают рассказывать о том, что они переутомились, что они рассержены или расстроены, терапевт, размышляя над этим, может задаться вопросом: уж не выбрана ли эта тема им самим, так ли очевидно, что она является главным вопросом для всех его пациентов. Обычно проблемы с контртрансфером возникают в конце обучения, когда терапевт и его пациент сталкиваются с проблемой завершения лечения. Для пациента это — завершение курса лечения; для терапевта — это одновременно завершение лечения и конец ка-кого-то этапа в жизни, который часто сопровождается сменой места работы, утратой коллег и друзей, но также и с ожиданиями впереди новых достижений. Такая сложная эмоциональная ситуация может привести к тому, что те чувства, которые испытывает пациент, приближаясь к завершению лечения, будут терапевтом оставлены без надлежащего внимания, что можно продемонстрировать на следующем примере:

"Молодой терапевт готовился к завершению учебы и переезду в другой город с чувством сожаления, но и одновременно гордости за свои успехи. Его пациент планировал вступить в новый брак. Терапевт был очень озабочен тем, что его пациент делает неверный выбор и действует импульсивно. Он опасался, как бы не произошло такое, что могло бы нанести травму жизни пациента. Терапевт начал искать совета и обсудил свои чувства с коллегой. Коллега его внимательно выслушал и сказал, что, судя по всему, пациент делает правильный выбор, и что он говорил о том, какую помощь ему оказала терапия и как ему будет этого не хватать. В ту ночь терапевт видел сон. В июле, якобы, выпал снег. Он начал размышлять над своим сном, и вдруг ему явилось неясное воспоминание о разлуке с отцом. Она произошла в декабре, и терапевту, которому тогда было три года, грозило серьезное заболевание. Тогда ему на ум пришел пациент, и терапевт понял, что во сне он ощутил свое беспокойство в связи с разлукой и символическим "оставлением отца" в ситуации с пациентом. Терапевт испытал большое облегчение от своей излишней озабоченности за будущее пациента, и стал лучше понимать как его чувства, так и свои собственные".

В этом случае терапевт приписал пациенту свои собственные заботы и страхи, и таким образом защищал себя от чувства гордости, которые он испытывал в связи со своими достижениями. То, как он слышал пациента, в результате оказалось искаженным, так как он направил свое внимание не на верный аспект (тревога) и пропустил весьма важную тему (достижения, конкуренция и успех). Но терапевт вовремя обратился к своему коллеге за помощью для преодоления своих контртрансферных чувств.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...