Фрейд называл психоанализ сновидений "королевской дорогой к бессознательному". Использование сновидений при динамической психотерапии предоставляет психиатру массу возможностей для оказания помощи пациенту при развитии его понимания того, как работает психика (см. таблицу 7-1).

Таблица 7-1.

src=

Сновидения также позволяют врачу понять, как мыслит его пациент, как он чувствует, как защищает себя и как оказывает сопротивление. Они становятся тем окном, через которое можно "подсмотреть" бессознательные идеи и воспоминания, имеющие важнейшее значение для жизненного опыта пациента. Анализ снов может стать эффективным инструментом для оказания помощи пациенту в развитии своих способностей прогрессирующего самопознания.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СНОВИДЕНИИ В ПСИХОТЕРАПИИ. ВВЕДЕНИЕ ПАЦИЕНТА В ПРОБЛЕМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СНОВИДЕНИЙ

На раннем этапе лечения, до того, как в ответ на первоначальное зондирование вступили в действие защитные механизмы, сновидения могут оказаться весьма ценными для выявления основных проблем пациента и его конфликтов. На первоначальном этапе толкования снов должны фокусироваться на поверхности опыта спящего человека, на манифестном содержании, открывающемся в галлюцинации сновидения (см. таблицу 7-2).

Таблица 7-2.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СНОВИДЕНИЙ В ПСИХОТЕРАПИИ

На раннем этане тераннн: Главное внимание — на "дневной остаток" и манифестное

содержание сновидения. Идентификация и иллюстрация функционирования заищтных механизмов и сопротивлений в материале сновидения. Концентрация внимания на проявлениях трансфера в сновидении.

На более поздних этапах: Используйте сновнденне для указания на бессознательные желания, страхи и копфликтьь

Действительно, на начальной стадии лечения и впоследствии, психодинамический психотерапевт фокусирует свое внимание больше на недавнем опыте пациента, чем на опыте прошлого; то же самое относится и к сновидениям. Терапевт направляет свое внимание на "дневной остаток" в сновидении пациента — на недавние по времени примеры из жизни пациента, которые служат в качестве источника материала для конструирования сновидения.

Такое внимание терапевта доводит до сведения пациента тот факт, что сновидения связаны с опытом бодрствования, с опытом реальной жизни. Пациент узнает, что сновидения можно анализировать и понимать их смысл; такое первоначальное понимание, в свою очередь, подготавливает пациента для восприятия более глубоких, более бессознательных значений сна, в котором отражаются его детские страхи и желания. Так тайные, лежащие где-то в глубине тревоги, которые беспокоят пациента и которые находят свое отражение в его снах, можно постепенно выявить, проанализировать, понять и овладеть их тайной, если только пациент способен различить эти смысловые слои. Таким образом, сновидения также становятся моделью функционирования психики, которой пациент может пользоваться и которую может понять.

Например, одна молодая, незамужняя девушка, студентка-медик, пользовалась неизменным успехом и была крайне счастлива до тех пор, пока не поступила в ординатуру и не приступила к первому году обучения. Она испытывала все большее беспокойство, когда от нее требовалось вести больных, на-холящихся в критическом состоянии. Она чувствовала себя абсолютно неприголной лля такой работы, считала', что не облалает лостаточными знаниями, несмотря на отличные оценки в* институте и наличие исчерпывающего банка информации. По этой причине она приступила к шестимесячному курсу психотерапии с двумя сеансами в нелелю.

Олнажлы ей был поручен ухол за пациентом с опасным инфекционным заболеванием, который, несмотря на все прелпри-нятые ею усилия, все же скончался. Велущий врач и лругие опытные сотрулники этого мелицинского учрежления, которые работали с этой левушкой, заверяли ее, что все ее лействия были абсолютно правильными. Но, как это было типично лля нее, где-то глубоко в своем сознании она чувствовала, что упустила больного. В ту ночь, измученная, она глубоко уснула, и ей приснился сон, что она олна нахолится в каком-то странном месте, в каком-то гороле, гле она никого не узнавала и гле все было незнакомо. Она была совершенно сбита с толку. Потом она почувствовала приступ стьща, так как чувствовала, что лолжна суметь сориентироваться и отыскать выхол. Она заметила, что стоит возле железнолорожного вокзала, поэтому она решила войти в злание и получить там информацию о том, гле она нахолится. Она полумала, что сможет там найти книжный киоск и купить путеволитель. После этого, конечно, она слелает все, что нужно. Тогда во сне ей стало легче.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...