На слелующий лень она начала свой психотерапевтический сеанс с описания того чувства, что она не смогла спасти пациента. Вскоре она вспомнила о своем сновилении и рассказала его. Ее психиатр знал, что пациентке почти не прихолилось работать со своими сновилениями в холе терапевтического лечения, и спросил ее лля начала, что она сама лумает о своем сновилении. Пациентка ответила, что он напомнил ей о том, что она чувствовала накануне, переживая смерть своего пациента. Психиатр поинтересовался, как именно она себя чувствовала, и пациентка ответила, что она была совершенно сбита с толку, когла больной в таком тяжелом состоянии был положен к ней в палату, и она почувствовала стыл за эту растерянность. Психиатр заметил, что, суля по всему, то, что ей приснилось, было ответом на эти чувства. Он также указал ей, что этот сон, кажется, предлагал особый способ решения проблемы: она попыталась "прочитать" выход из создавшегося положения. Она на это ответила, что учеба и чтение составляли главный источник поддержки ее жизни, и она стала доктором только потому, что всегда была прилежной студенткой. Начиная с этого сеанса, продолжалась и дальше дискуссия о ее опыте в медицинском вузе, и эта дискуссия ей очень понравилась.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СНОВ НА СРЕДИННОМ ЭТАПЕ ПСИХОТЕРАПИИ

Шесть месяцев спустя у этого врача-аспирантки произошел подобный случай, ей пришлось пережить смятение и стыд при работе с пациентом, находившимся в критическом состоянии. И вновь она сообщила своему терапевту об идентичном сновидении. На этом этапе терапевт лучше понимал свою пациентку. Теперь он знал, что она испытывала наибольшие трудности в связи с активной (видимой для других) стороной своей врачебной деятельности, особенно когда это привлекало к ней всеобщее внимание. Она предпочитала свой стиль в жизни — скромность и вдумчивость. На этот раз, когда они приступили к обсуждению ее сна, психиатр заметил, что она как создатель сна, — его, так сказать, сценарист, — представила себя в полном замешательстве, сбитой с толку, в поисках книжного киоска, когда могли быть рассмотрены и иные альтернативы. Он поинтересовался, какие приемущества видела она в той роли, которую себе избрала. К тому времени пациентке уже было кое-что известно о действии защитных механизмов и сопротивлении. Она ответила, что ей не нравилось быть чересчур активной или слишком компетентной, что заставляло ее "рисоваться" и привлекать к себе всеобщее внимание. Природа ее защитного стиля, столь важного для ее личности, выкристаллизовалась в сновидении. Сновидение, пересказанное в таком кратком виде и должным образом проиллюстрированное, служит чем-то вроде кратчайшего пути к будущему фокусу в работе. Так и случилось, оно оставалось в центре внимания ее психотерапии в течение еще нескольких месяцев.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СНОВИДЕНИЙ НА БОЛЕЕ ПОЗДНЕЙ СТАДИИ ЛЕЧЕНИЯ

Приблизительно год спустя.много времени было уделено обсуждению желания этой пациентки избежать всеобщего к себе внимания, особенно когда она работала вместе со своими коллегами-мужчинами. Эта тенденция стала особенно явной в ее трансфере по отношению к своему психиатру-мужчине. Она постоянно выражала свое неудовлетворение своими отношениями с друзьями-мужчинами, так как чувствовала, что она неспособна к преданности, страсти и наслаждению.

На сей раз, после сходной ситуации с одним из ее пациентов, она сообщила о том же сновидении, и терапевт решил выяснить у нее, какие ассоциации оно у нее вызывает. Он поступал точно так со всеми сновидениями, о которых она ему рассказывала на второй год работы с ней, и на этот раз он поступил так же с этим повторяющимся сном. Он спросил, что она думала о каждом аспекте этого сновидения, например, что приходило ей на ум, когда она описывала этот странный город, или железнодорожный вокзал, или воображаемый книжный киоск. Именно тогда появилась новая информация о прошлом пациентки. То, что она чувствовала в этой связи, имело важное значение для понимания, кто она такая и как она стала такой. Когда ее спросили по поводу вокзала, то она ассоциировала этот элемент сновидения со своими частыми посещениями железнодорожного вокзала начиная с семилетнего возраста, куда она приходила каждое лето, чтобы с него отправиться в загородный летний лагерь. Она также вспомнила, что в таких случаях мать всегда горько плакала. Она добавила, что она не думала об этом многие годы.

Под влиянием этих оживших воспоминаний она рассказывала о своих взаимоотношениях с матерью так, как не делала этого никогда прежде. Ее мать тоже была очень скромной женщиной и постоянно поощряла свою дочь к учебе, чтобы она стала образованным человеком. Но матери становилось все труднее с дочерью, когда пациентка стала деятельным и агрессивным по характеру подростком. Мать никогда не надеялась, что ее дочери удастся получить стипендию для учебы в колледже и уехать из родного дома. Хотя мать и высказала свое одобрение, когда это произошло, ее печальные чувства, связанные с разлукой, скрыть было невозможно. Эта ситуация была для пациентки особенно трудной. Скрытые желания близости со стороны матери породили в душе дочери конфликтные чувства, сконцентрированные вокруг темы разлуки, которые преследовали ее на протяжении всего детства. Потом пациентка отметила, что в своем повторяющемся сне она, как сценарист, не захотела ввести лицо мужского пола, какого-нибудь красивого незнакомца, к которому она могла бы смело, с доверием подойти и осведомиться о правильном направлении и с которым она впоследствии могла бы вместе провести день.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...