После Второй мировой войны повсюду в мире резко выросла потребность в психотерапии. Вместе с приближением служб психического здоровья к населению, а также в связи с осознанием реальной стоимости здравоохранения сильно возрос интерес к краткому курсу психодинамической психотерапии. В настоящее время такой курс составляет неотъемлемую часть профессиональных навыков любого, клинициста. Такое лечение требует от терапевта умения противостоять собственным амбициям, перфекционизму и идеализации собственной личности. Краткий курс психодинамической психотерапии призван внести поведенческие изменения в какой-то определенной области внутреннего конфликта. Он отличается от долговременного курса психодинамической психотерапии временными рамками прохождения такого лечения. Ограниченное время придает этому виду лечения свои уникальные характерные черты — цели лечения, подбор пациентов и технические приемы.

Краткосрочная психотерапия занимается такими вариантами развития личности пациента, которое было поставлено в тупик неожиданным возникновением какого-то психодинамического конфликта, оказывающего затем свое влияние на весь ход дальнейшей жизни больного. Сосредотачивая свое внимание на таком главном конфликте, пытаясь понята, почему такой конфликт критичен для жизни пациента, терапевт надеется на такие изменения, которые окажут свое воздействие на весь процесс развития и роста пациента. В то время как долговременная психотерапия сосредотачивает свое внимание на "разделяемом с терапевтом прошлом пациента", краткосрочная полагается целиком на "благоприятный момент". Краткосрочная психодинамическая психотерапия в большей степени по сравнению с долгосрочной психотерапией рассчитывает на способность самого пациента делать обобщения и применять на практике то, что было достигнуто в ходе терапевтической работы с целью усиления терапевтического эффекта.

Первоначальные анализы Фрейда были весьма краткими и длились от трех до шести месяцев. Но с течением времени, однако, анализ стал значительно более длительной процедурой. Франц Александер одним из первых применил краткосрочную психодинамическую психотерапию. Позже работа, проведенная Дэвидом Маланом, Питером Сифнеосом, Джеймсом Манном и Хабибом Даванлоо, составила основу нынешнего лечения. Хотя существуют определенные различия в выборе этими авторами своих критериев и технических приемов, те области исследования, в которых они достигли полного согласия, просто поражают воображение.

ОТБОР ПАЦИЕНТОВ

Идентификация главного конфликта является непременным условием проведения краткосрочной психотерапии. Кроме того, пациент должен обладать способностью думать в терминах чувств и иметь высокую мотивацию. Чем более специфичны основные жалобы, тем больше вероятность выявления конфликтной обла сти за короткое время. Сложные, лежащие на глубине вопрось требуют значительно больше времени. Тот пациент, который со общает о действительно значимых отношениях хотя бы с одним человеком в жизни, обладает лучшими способностями к объект ным взаимоотношениям и сможет лучше перенести те неприят ные чувства, которые может вызвать у него курс психотерапии (см. таблицу 10-1). Хорошая реакция на пробную интерпретацию — это обнадеживающий признак. Малан подчеркивает, что если терапевту не удается установить эмоциональный контакт с пациентом, то ему будет чрезвычайно трудно создать за короткое время терапевтический альянс, столь необходимый для краткосрочной психотерапии.

Сифнеос подчеркивает важность сосредоточения внимания на эдиповом комплексе — то есть на теме состязательности, которая касалась бы успеха, победы, утраты и вообще лучшего "имиджа". Однако другие авторы признают более широкий спектр причин главного конфликта. Хотя "тяжесть" заболевания сама по себе не может быть критерием, многие критерии отбора

src=

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Последователи Фрейда
...

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...