Таблица 11-2

ПРИНЦИПЫ ЛЕЧЕНИЯ НАЦНЕНТОВ С ПОГРАНПЧНЫМП ' РАССТРОЙСТВАМИ ЛИЧНОСТИ И ДРУГИМИ ТЯЖКИМИ _ПРОЯВЛЕНИЯМИ ПАТОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

Деструктивное отреагироваиие может контролироваться через:

— госпитализацию;

— оказание ургентной медицинской помощь в соответствуюищх структурах;

— медикаментозное лечение;

— структурирование окружающей обстановки;

— достунность врача-специалиста.

Необходимо стараться понять то, что пациент пытается до вас донести как на интеллектуальном, так и на эмоцпональном уровне. Необходимо интерпретировать негативный трансфер и искаженное восприятие реальности быстро н с должным тактом. Необходимо питериретировать примитивные защитные механизмы (см. таблицу 11-1). Необходимо сдерживать и нонимать контртрансферные реакции.

Позиция терапевта отличается спокойствием и эмоциональной доступностью, сочетая заботу, интерес к личности больного и не тральность. Любых внушений и манипуляций следует из-бега? Часто доступность исторического материала вызывает у тера тга соблазн дать преждевременные интерпретации. Терапевт; следует медленно продвигаться вперед за счет "генетических интерпретаций, связывая нынешние проблемы с развитием пациента в детстве. Очень важно исследовать время от времени проявления негативного трансфера в ситуации "сейчас и здесь". Позитивный трансфер используется для ускорения лечения и не подлежит интерпретации. Кроме того, необходимо прояснять восприятие пациента, блокировать его отреагирование и осторожно интерпретировать его примитивные защитные механизмы.

В ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ЗАЩИТНЫМИ МЕХАНИЗМАМИ ПОГРАНИЧНЫХ ПАЦИЕНТОВ

Работа с примитивными защитными механизмами пограничного пациента является основной частью психотерапевтического лечения. Расщепление проявляется с полной очевидностью, когда пациент в последовательной манере начинает делать альтернативный выбор между позитивным и негативным в образах "я" и объектов, вместо проявления смешанных чувств и амбивалентности. Так, очень важно сознавать, что когда отношение или чувство пациента по отношению к какому-то человеку или вопросу кажется совершенно иным по сравнению с его чувствами, проявляемыми за день до этого или на прошлой неделе, то такое изменение может быть скорее результатом расщепления, а не обычной перемены, о чем свидетельствует следующий пример:

"Одна красивая двадцатипятилетняя замужняя женщина обратилась для прохождения курса лечения с симптомами, имевшими отношение к неразрешенной интенсивной зависимости от своей умирающей матери, которая жила в другой стране. Пациентка длительное время страдала от гастроинтестинальных симптомов и тревоги, которые теперь значительно усиливались из-за давления, которое оказывала на нее, по ее мнению, руководитель ее диссертации, женщина-ученый. Она характеризовала эту женщину как строгую, критичную, настроенную на конкуренцию "ведьму", гораздо старше ее и, вероятно, по ее скрытому убеждению, завидующую красоте пациентки и прочим ее достоинствам. Пациентка выражала также негативное мнение о своей свекрови и о нескольких других знакомых женщинах. В ходе терапии она очень быстро создала идеальный портрет своего терапевта как очень милого и интеллигентного человека, но этот образ вскоре был разрушен до основания, когда она поняла, что придется заплатить за сеансы, пропущенные ею, когда она посещала свои родные места. В моменты разочарования она представляла терапевта как человека холодного, нечестного, не способного к теплому чувству и наживающегося на других. Под напором таких нападок терапевт начал воспринимать свою пациентку как критически настроенную, излишне требовательную, высокомерную и невыносимую женщину, т.е. точно такой, какой она воспринимала руководителя диссертации и свекровь.

После смерти ее матери амплитуда позитивного и негативного восприятия терапевта, как и прочих важных людей в жизни пациентки, еще в большей степени увеличилась. Пациентка то была крайне благодарна ему за предоставление дополнительных сеансов, то подозревала, что терапевт намерен злоупотребить ею в финансовом отношении. На протяжении многих недель ее чувства по отношению к овдовевшему отцу все время менялись — то она испытывала к нему любовь и стремилась его всячески поддержать, то начинала его ненавидеть и желать ему смерти, когда он начал ухаживать за другой женщиной.

Через долгие месяцы, в течение которых пациентка временами проявляла ненависть к своим терапевту и отцу, терапевт начал интерпретировать ее "расщепление", напомнив о ее более позитивных чувствах и о тех трудностях, которые она испытывала, пытаясь вынести собственную амбивалетность. В конечном итоге она стала рассматривать терапевта и отца более амбивалентно и "по-человечески", как людей не слишком хороших, но и не слишком ужасных. Только после этого она смогла испытать на своем опыте глубокое сожаление по поводу смерти матери. Через несколько лет, ушедших на "лечение расщепления" между ее любовью и ненавистью, оказалось возможным проследить связь чувств враждебности с бессознательной конкуренцией со святой" матерью и гневом, возникавшим у пациентки в ответ на стремление матери во всем ее контролировать." В отличие от работы с более интегрированными пациентами, задачей терапевта, лечащего пограничного пациента, большей частью является сбор, организация и помощь в воспоминаниях разрозненных образов и эффектных состояний пациента с целью их интеграции. Только после этого может он представить снова пациенту его чувства как разнообразные грани одного и того же конфликта, которые были в защитных целях разделены и расщеплены.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...