Кроме выяснения и интерпретации защитного использования расщепления, терапевт должен подойти к интерпретации и других типичных защитных механизмов у пациента, страдающего пограничными расстройствами личности (см. таблицу 11-1). Следующие примеры могут проиллюстрировать это.

СЛУЧАЙ 1.

Одна пациентка-алкоголичка в ходе терапевтического лечения расторгла свой хаотический брак, в котором она играла мазохистскую, подчиненную роль в союзе с незрелым и безответственным мужем. После развода она вдруг осознала, что теперь ей придется нести на своих плечах гораздо большую финансовую ответственность, работать полный рабочий день, заботиться о своем доме и своих малолетних детях. На многих сеансах пациентка связывала свои страхи, чувства безнадежности и обиды с тем, что ей все больше приходилось действовать в одиночку. Однако терапевт заметил, что в течение нескольких недель пациентка ничего не говорила о своем пьянстве, которое подчас принимало престо угрожающие масштабы. Когда терапевт привлек к этому ее внимание, указав на отрицание с ее стороны и нежелание сталкиваться с таким серьезным материалом, на который ею не обращалось должного внимания, пациентка разразилась слезами и призналась, что она сильно опасается, как бы алкоголь не свел ее в могилу. Отрицая свое пьянство, она также отрицала и интенсивность проявления ее панических страхов.

СЛУЧАЙ 2.

53-летней женщине после интенсивного курса психотерапии, продолжавшегося несколько лет, удалось постепенно прсод'мк-п.

свою изоляцию и мысли о самоубийстве. Но после того как она на протяжении нескольких недель испытывала лишь новое для нее чувство благодарности и расположения к терапевту, она вдруг неожиданно возвратилась к прежнему состоянию. Однажды утром, когда терапевт явился на сеанс с одиннадцатиминутным опозданием, он нашел свою пациентку надувшейся, в мрачном расположении духа и здорово разгневанной. Мягким тоном, но весьма настойчиво терапевт предложил ей описать чувства', которые она испытывает в эту минуту и тут же получил в ответ чуть ли не параноидное собственное описание как человека высокомерного, далекого от больных, грубого, жесткого, с презрением относящегося к личному расписанию пациента. Тогда терапевт спросил, соответствует ли такое описание тем многолетним чувствам, которые пациентка испытывала по отношению к себе самой.

Озадаченная поначалу, пациентка призналась, что это не так, но все эти чувства совершенно совпадали с теми, которые она иногда испытывала по отношению к своей матери. Но самое важное, эти чувства соответствовали тому, как она сама относилась к руководству на работе. Пациентка также призналась, как ей внушали страх и сбивали с толку те позитивные чувства, которые она испытывала к своему терапевту на протяжении последних сеансов.

На этом примере проиллюстрированы несколько важных вопросов, с которыми приходится сталкиваться при лечении пограничных пациентов. Прежде всего, здесь вполне очевидна про-жективная идентификация. Высокомерные, грубые, карательные аспекты своего собственного характера пациентка спроецировала на терапевта, но при этом сохранялась наполненная тревогой связь с этой частью ее личности и стрлх перед враждебностью, которая, как она ожидала, непременно будет обращена на нее. Во-вторых, этот пример демонстрирует важность быстрого обращения к исследованию негативного трансфера, так как в противном случае он может возрасти и нарушить терапевтический альянс, чем поставит под угрозу успешное протекание лечения.

В-третьих, регрессия в трансфере в этом случае весьма типична для пациентов, установивших новую близость к терапевту и оценивших его по достоинству, особенно для тех пациентов, которые прежде пытались отстраниться от него и были враждебно настроены. Как обьяснила пациентка, ее эмоциональная изоляция и недоверие были для нее болезненными, но знакомыми ощущениями, и она приходила в ужас от перспективы утраты самой себя в отношениях, строящихся на доверии и взаимной любви.

В-четвертых, этот пример также иллюстрирует важность прояснения восприятия пациента, особенно если оно находится в разительном противоречии с реальностью. В этом случае, если позволить негативной трансферной реакции длиться, ничего в этой связи не предпринимая, то она может превратиться в "трансфер-ный психоз", в убежденное разочарование в терапевте вместе с утратой способности нормального восприятия реальности. У пограничных пациентов, в отличие от психотических, трансферный психоз обычно ограничивается терапевтическими сеансами» и не сопровождается дезорганизацией за пределами врачебного кабинета. Однако такое развитие событий весьма удручающе, и поэтому требует немедленного внимания и осторожности.

Пограничные пациенты часто не понимают те слова, с которыми к ним обращается терапевт. Дело в том, что члены семьи, близкие пациента обычно используют такие слова и такие выражения, которые означают прямо противоположное по отношению к заложенному в них первоначальному смыслу. Опыт терапевта при подборе нужных языковых средств имеет важное значение для успешного применения им технических приемов, особенно в те моменты, когда проявляются трансферные реакции. Как свидетельствует вышеприведенный пример, при работе с такими пациентами вдвойне важно, чтобы терапевт не обнадеживал пациента и не защищал его напрямую от страхов, связанных со своими намерениями. Часто в разгар негативного трансфера действия говорят громче слов. Например, можно добиться положительного результата, если, как это ни парадоксально, предложить дополнительный сеанс враждебно настроенному, сыпящему обвинения или испытывающему страхи пациенту, а не просто декларировать перед ним свои благожелательные намерения. Повторяя "обвинения" пациента, направленные против него, мягким, спокойным тоном, терапевт может побудить пациента исследовать ситуацию более реалистически.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...