Показательным с точки зрения отношения Ференци к социологии является его трактовка психологии женской сексуальности. Он заимствовал у Фрейда концепцию, согласно которой первую ведущую генитальную зону у девочки представляет собой рудимент пениса, клитор, однако затем — из-за зависти девочки к пенису и идентификации с матерью — ведущая зона смещается с («мужского») клитора на («женскую») вагину. Это характерное для того времени идеологическое представление не согласуется с данными, полученными в современных физиологических исследованиях сексуальности и эмбриологии .

Но и эта отвергнутая сегодня теория не помешала биоаналитику Ференци понять различную роль обоих полов в коитусе и их биологическое разделение труда в прокреации как результат борьбы и подавления. Однако он не искал причины биологического неравенства полов, принявшего вид неравенства социального, в (продолжающейся и поныне) предыстории человеческого общества. «Низвержение материнского права», «всемирно-историческое поражение женского пола», «одну из самых решающих (революций), которую пережили мужчины» (Engels 1962, 61—62) , он игнорирует, уделяя основное внимание революции естественноисторической: выходу на сушу части морских животных во время великой геологической катастрофы высыхания морей. Этот переворот и связанная с ним борьба за приспособление привели к дальнейшей дифференциации физическою строения обоих полов. И история пережитого страха смерти и история благополучного в конечном счете приспособления постоянно инсценируется высшими животными в «той особой координации агрессивных действий и изменений психофизического состояния, которые называются половым актом» (О III, 179), чтобы совладать с пережитыми в фило- и онтогенезе травмами. Ференци указывает на то, что у девочек «уже в раннем возрасте обнаруживаются следы страха борьбы с мальчиками», а также на то, что у животных «собственно любовной жизни и даже каждому отдельному любовному акту предшествует борьба между полами, которая обычно заканчивается стыдливым бегством и в конце концов капитуляцией перед мужской силой». «Но и в культурном мире ухаживание мужчины содержит в себе фазу борьбы, хотя и во многом смягченную.

Самым первым генитальным актом у мркчины является кровавая атака, которой женщина инстинктивно сопротивляется, чтобы наконец смириться и даже найти в ней удовольствие и счастье» (там же, 461). Эта до сих пор повторяемая борьба полов, согласно биоаналитическим рассркдениям Ференци, свидетельствует о древней борьбе за приспособление живых существ, борьбе, которая последовала за великой катастрофой высыхания морей. «Тенденция помещать зародышевые клетки вовнутрь дарящего пищу и влагу организма в качестве замены утраченного морского существования и стремление хотя бы символически и галлюцинаторно наслаждаться этим счастьем зародышевых клеток пробуждались, по-видимому, у обоих полов. Б результате у них развился мужской половой орган, что и привело, пожалуй, к грандиозной борьбе, итогом которой стало решение, какому полу придется взвалить на себя тяготы и хлопоты материнства и пассивно терпеть генитальность. В этой борьбе проиграл женский пол, но он компенсировал это поражение тем, что из нужды и страдания сумел выковать женское и материнское счастье» (там же, 462; ср.: там же, 399, и Г, 340). Ференци связывает это с мыслью, что доказательством описанного Фрейдом типа женщины, «которая ненавидит первого победителя и может полюбить только второго», «изначальной двувременности» процесса, ведущего к женской, пассивно-вагинальной, мазохистски окрашенной генитальности, к отвязыванию «исходно такой же фаллической эротики женщины от клоакальной полостной эротики» (Г, 369), является «первичная реакция ненависти на повреждение тела и вторичное перемещение либидо на поврежденное место тела, на инструмент, который нанес рану, и на носителя этого оружия» (О III, 93—94, ср.: Г, 338). Вторая геологическая катастрофа, катастрофа ледникового периода, коснулась и победившего мужского пола. Мужской пол, оставшийся более примитивным, чем вынужденный приспосабливаться и, стало быть, развиваться женский, для того чтобы выжить, должен был мобилизовать интеллект, «логику, этику и эстетику», моральное Сверх-Я против собственной примитивности: создать культуру. Бедствие ледникового периода и выход в культуру представляют собой — согласно Ференци — праобраз латентного периода индивидов, периода, который Фрейд в своем «научном мифе» о ранней истории свел к фазе «последующего повиновения», наступившей после эдиповой революции против праотцев.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...

Последователи Фрейда
...

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...