Ференци всегда решительно выступал против «философии». «Оба мы были слушателями Маха, который учил, что естествоиспытатель должен иметь силы идти своим жизненным путем без мировоззрения», — сообщает Пауль Федерн (Federn 1933, 321). Отрицательное отношение к философии у Ференци, как и у других психоаналитиков, объяснялось прежде всего защитой от опрометчивой установки на процесс взаимной коррекции спекулятивных рассуждений и эмпирики. Ференци выступает против абсолютизации частных истин и систематической герметизации мышления от того, что оно хочет понять и что противится его вмешательству, не дорастая до задуманного, — спорит ли он с Патнемом, американским неврологом, интересовавшимся психоанализом и философией, или с К. Г. Юнгом, обратившим психоаналитическое разъяснение в свою противоположность, или с О. Ранком, вообразившим в «Травме рождения» (1924), что нашел причину всех неврозов . «Воля к системе есть недостаток честности», — говорится у Ницше (1960, т. II, 946).

Современная медицина выросла в результате разрыва с натурфилософией, происшедшего еще до Фрейда. Физикалистская программа нашла свое выражение в попытках Фрейда метапсихологически разобраться в обусловленных социализацией недугах и их терапии. То, что он придерживался ложного научного толкования обоснованной им идеологической критики неврозов, не объясняется, однако, в достаточной степени ссылкой на происхождение психоанализа из «школы Гельмгольца» (S. Bernfeld 1945). В той мере, в какой люди в результате травматизации превращаются в социальные автоматы, их повторяющееся поведение становится легкопрогнозируемым. (В таком случае связь травм и симптомов можно выразить в форме законов-гипотез, имеющих объяснительную и прогностическую функции.) Это fundamentum in re психологической естественной науки. Однако терапия нацелена не на доказательство теоретических «законов», а на устранение их воздействия через изменение тех условий, которые вызвали навязчивое повторение, то есть через устранение травматогенной бессознательности пациента. Терапевтическое объяснение приводит к более адекватному самопониманию пациента, находящегося во власти чркдых его Я продуктов своего бессознательного. Поэтому психоанализ является чем-то большим, чем естественная наука, и одновременно чем-то совершенно иным.

Ференци не занимался этой проблематикой. Как и Фрейд, он знал «только две науки», науку о природе и науку о душе, и только две основные гипотезы — физикализм и психизм. Негативным последствиям продолжающегося научного разделения труда, возрастающему отчуждению наук о природе от наук о душе он надеялся противодействовать с помощью «утраквистского» метода: при критическом рассмотрении «сегодняшнего научного производства» становится очевидным, «что наука, если она действительно хочет оставаться объективной, должна работать, чередуя чисто психологический и чисто естественнонаучный опыт, и подкреплять как внутренний, так и внешний опыт взаимными аналогиями, что соответствует колебанию между проекцией и интроекцией. Я назвал это утрахвизмом всякого правильного научного производства» (О I, 93). Подобный утраквизм существует благодаря перемежению плодотворных пристрастностей. Уход от спекуляций относительно природы привел к образованию (физикалистской) естественной науки; открытие заново души происходило, однако, под знаком естественной науки, но не было простой регрессией к натурфилософии. Биоанализ, разработанная Ференци герменевтика природы, опирается прежде всего на результаты психоаналитических и биологических (в области истории природы) исследований. Явная односторонность научного развития станет по-настоящему продуктивной как раз в его неминуемых кризисах. Утраквизм предполагает раздельное развитие гетерогенных дисциплин; междисциплинарное сравнение, перевод одного в другое теории и наблюдений должны устранить относительную слепоту этих контрагентов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...