В результате биоанализа совокупления Ференци приходит к тому, «что в состоянии оргазма., вся личность (Я) идентифицируется с гениталиями и (подобно тому как это бывает во сне и на определенных стадиях эпилептического приступа) галлю-цинаторно достигает ситуации, в которой он пребывал, находясь в чреве матери; мркской член, проникающий в матку, достигает этой цели частично, вернее символически, и только генитальной секреции, сперме, выпадает эта судьба в реальности» (О III, 179). «Периодически допускаемое господство принципа удовольствия может придать упорство живому существу, которому борьба дается с большим трудом, и придать ему силы для дальнейшей работы» (Г, 354). Если причиняющий неудовольствие гени-тальный секрет «автоматически» устраняется, то это приводит к «генитофугальному водовороту» накопленной в гениталиях либидинозной энергии, к «эруптивной генита-лизации всего организма», которая вызывает чувство блаженства от оргазма, вслед за которым следует покой безмятежного состояния (там же, 351). В коитусе выражается страх рождения и счастливое рождение, «травма рождения» отчасти отреагируется в торжественной инсценировке и одновременно отвергается (там же, 352).

С момента своего рождения человеком «постоянно владеет регрессивное влечение к воспроизведению ситуации материнского чрева», которое частично реализуется — после образования «эротического чувства действительности» — в совокуплении гетеросексуальных партнеров (там же, 335) . Это «материальное регрессивное влечение» (там же, 341) опять-таки сверхдетерминировано: за ним стоит «талассальное регрессивное влечение», наследие великой катастрофы высыхания моря, которая вынудила морских животных жить на земле, привела к переходу на дыхание легкими и возникновению амнионов, которые дают возможность эмбриону существовать подобно рыбе, то есть обеспечивают ему утраченное морское существование в организме матери, а также к появлению органов совокупления, позволяющих вводить спермии во влажное нутро женского организма. Если органическая жизнь возникла, как допускал Фрейд вместе с Платоном, из разрыва материи, половинки которой с тех пор стремятся к воссоединению (XIII, 62—63), то «коэногенетический параллелизм» можно продолжить дальше, предположив, «что в акте совокупления и одновременно оплодотворения слиты воедино не только индивидуальная катастрофа (рождение) и последняя видовая катастрофа (осушение), но также все предыдущие катастрофы с момента возникновения жизни, и поэтому в чувстве оргазма отображен не только покой материнского чрева, спокойное существование в прежней среде, но и покой до возникновения жизни, то есть покой смерти анорганического существования» (Г, 372)'. Филогенетическое возникновение органической жизни онтогенетически повторяется в созревании половых клеток; начало полового размножения — в оплодотворении; развитие видов в море — как эмбриональное развитие в утробе матери; приспособление к наземной жизни — как рождение; развитие органов совокупления — в примате гениталий; антропогенез, ледниковый период и развитие культуры — в латентном периоде, ведущем к «крушению эдипова комплекса» (там же, 378).

В дальнейшем — как и во всей энциклопедии — цитирование будет осуществляться в тексте с упоминанием имени автора, года издания и страниц. Опубликованная Джонсом в 1953— 1957 годах биография «The Life and Work of Sigmund Freud» цитируется по немецкому изданию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...

Последователи Фрейда
...

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...