После завершения работы над книгой в распоряжении Фромма оказался опубликованный незадолго до этого новый источник материалов о жизни Фрейда — «Письма 1873—1939 годов». К сожалению, Фромм использовал его главным образом лишь для того, чтобы более детально, чем его предшественники (в том числе и Джонс), рассмотреть отношение Фрейда к своей матери, к жене и вообще к женщинам (нужно заметить, что книга и исследование жизни Фрейда в целом могли бы только выиграть, если бы эта тема обсуждалась еще более подробно). Общее же впечатление от книги таково, что Фрейд как «предмет исследования» в гораздо большей мере служил автору для изложения своей новой психотерапевтической и мировоззренческой позиции, нежели для объективного описания жизни и деятельности самого Фрейда. Это относится и к тезису Фромма о том, что Фрейд был «реформатором мира и миссионером», стоял у истоков новой (психоаналитической) квази-религиозной секты (главы VII—VIII), что является, выражаясь языком психоаналитиков, «сверхинтерпретацией».

Марисе Шойси, издатель французского ежемесячного психологического журнала «Псюхе» и одно время президент Французского психоаналитического объединения, свою небольшую книжку «Зигмунд Фрейд: новая оценка» (Choisy 1963) начинает с объяснения в любви: «Мое сердце не билось даже от чувства влюбленности так сильно, как в тот день, когда я поднималась по Берггассе». В тот день она впервые пришла к Фрейду, что стало началом ее собственного анализа и психоаналитического обучения. Вначале Фрейд разочаровал ее («Обратила бы я на него внимание в толпе людей? Он выглядит так, как будто у него характер бульдога, а сам он совершенный чудак»), но затем Фрейд прямо-таки подавил ее своей личностью: «Да, это Фрейд, с таким красивым выпуклым лбом, таким благородным лбом, который, кажется, не имеет границ. Взгляд его темных, лучистых глаз как будто пронизывает твое бренное тело. Сила, которая струится из них, орошает тебя подобно святой росе .» (там же, 3). Марисе Шойси вспоминает, что Фрейд просил ее принести ему свои сочинения, и замечает по этому поводу: «Прежний мой аналитик никогда не проявлял интереса к моей литературной работе. У него не было времени для чтения прозы, у Фрейда же — напротив .»

Марисе Шойси в ее «новой оценке» Фрейда занимают прежде всего философский и религиозный вопросы, которые отражены в главах «Страх смерти», «По ту сторону влечения к смерти» и «Моисей». Стиль изложения афористический, свободно-ассоциативный, в качестве поводов для размышления берутся личные высказывания Фрейда. В заключительной главе «Изобретатель и инвентарь» (непереводимая игра слов, по-английски звучащих: «Inventors and Inventories») речь идет о творческом потенциале Фрейда; несколькими годами позже эту тему вновь поднимает и обсуждает, но уже гораздо более систематически в «Таланте и гении» Курт Р. Эйсслер (Eissler 1971). Книгу госпожи Шойси следует рассматривать не столько как биографию, сколько как одну из попыток использовать пример сильной личности в качестве центра для рефлексии собственных размышлений.

Опять-таки попыткой совершенно иного рода является книга одного из учеников Рудольфа Штейнера, врача Карла Кёнига «Судьбы Зигмунда Фрейда и Иозефа Брейера» (König 1962), в которой он использует биографическое описание, сравнивая Фрейда и Рудольфа Штейнера, психоаналитический и антропософский взгляды на человека. Эта работа заслуживает внимания еще и потому, что в одной из глав дается краткое описание жизни Йозефа Брейера — фрейдовского наставника и друга. Автор пишет о Фрейде как о первооткрывателе в науке, как о выдающемся мыслителе, но по-человечески предпочтение отдает Брейеру. Здесь не место для того, чтобы детально останавливаться на человеческих качествах Фрейда, об этом много сказано Бруно Гёцем, многочисленные подробности можно найти также у Эйсслера. Кёниг, очевидно, не знал, что даже в те годы, когда Фрейд испытывал значительные финансовые трудности, он находил возможность помогать своим ученикам Отто Ранку и Теодору Райку, — по всей видимости, автор просто был недостаточно информирован на эту тему. В целом же книга, при всей краткости изложения, содержит целый ряд интересных идей и сравнений.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Смотрите также

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...