Тот, кому заслуги Фрейда кажутся не слишком убедительными, у кого по тем или иным причинам уже сложилось скептическое мнение или даже резко отрицательное отношение, возможно, поиронизирует над стараниями и усилиями многочисленных ученых, исследующих жизнь и творчество этого человека. Тот же, кто убежден, что своим открытием бессознательного, своим самоанализом, своим новым методом лечения, своим всеобъемлющим толкованием человеческой жизни и своей научной теорией Фрейд внес неоценимый вклад в развитие человечества, тот, кто считает его одним из немногих гениев современности, вероятно, будет согласен с Эйсслером, сказавшим: «Если бы речь шла только о том, чтобы понять нечто из психологии научного гения, это не доставило бы нам никаких хлопот. Гении, которые помогли бы нам судить о психологии научного дара, появляются время от времени; но мы заслужим удивления и строгого порицания потомков, если не выполним наш святой долг и не соберем каждый документ, который только может быть найден, каждый документ, который способен пролить свет на гигантскую проблему фрейдовского самоанализа» (Eissler 1951, 5).

То, что сказано здесь о личных документах Фрейда, прежде всего о его письмах, относится также и к перечисленным биографическим исследованиям, даже если они часто являются лишь (сделанными наошупь) попытками интерпретаций, лучшие и немногие из которых крошечными камешками могут войти в состав сложной мозаики жизни этого человека.

Здесь, безусловно, надо назвать подробную работу Петера Брюкнера о личной библиотеке Фрейда (Bruckner 1962—1963) и четыре публикации Йозефа и Рене Гикльхорнов (Gicklhorn 1957—1973) о времени учебы и преподавания, правда, последняя из которых — «Академический путь Зигмунда Фрейда» — по целому ряду пунктов была опровергнута Эйсслером (Eissler 1966, 1974b).

Более обширные частные исследования касаются следующих тем: еврейское происхождение Фрейда, его сновидения, ученики Фрейда, его отношения с Виктором Тауском и опыты с кокаином.

Еще в 1929 году американский писатель Абрахам А. Робак акцентировал внимание на еврействе Фрейда. Получив его труд «Еврейское влияние на современное мышление», Фрейд в своем ответе писателю выражает несогласие с тем, как Робак подходит к психоанализу; однако указание на его этническое происхождение он воспринял благосклонно:

«Вам будет интересно узнать, что мой отец действительно выходец из хасидской среды. Когда я родился, отцу был 41 год, и на протяжении последних почти двадцати лет он не имел связей со своей родиной. Мое воспитание было таким нееврейским, что сегодня я даже не способен прочесть написанное Вами по-еврейски посвящение. Позднее я не раз испытывал сожаление по поводу этого пробела в моем образовании» (Freud 1968a, All).

В 1958 году американский психолог Дэвид Бакан опубликовал объемный труд, в котором попытался показать, что происхождение отца из хасидской среды имело существенное влияние на Фрейда вопреки тому, что в письме к Робаку Фрейд вроде бы указывает на незначительность этого события в своей судьбе; свою книгу Бакан назвал «Зигмунд Фрейд и иудейская мистическая традиция». Основной тезис его работы состоит в том, что психологическая техника интерпретации текстов (в психоанализе: толкование высказываний пациентов) прежде всего и, кроме того, значение, которое Фрейд придавал сексуальности как в болезненной, так и в нормальной психической жизни, исходят от Каббалы — и действительно, автор приводит прямо-таки ошеломляющие параллели.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...