Вскоре объявился другой автор, американский психолог Перси Бейли, который использовал тезис Бакана для того, чтобы оклеветать — иначе назвать это нельзя — психоанализ как «еврейскую науку». Аргументы Бейли (по сути антисемитские) примерно того же пошиба, что и выше названных Натенберга и Кэмпбелла; рке в 1956 году в одной из статей он пытается умалить оригинальность идей Фрейда, превознося его предшественников. Используя умную (хотя и достаточно спекулятивную) работу Бакана, автор явно ею злоупотребляет: в ней действительно говорится о принадлежности Фрейда к древней традиции и возможности определенного влияния каббалистско-хасидского течения в иудействе на психоанализ, но это предположения и только. Бейли же в определенном смысле переворачивает их, и из тезиса о возможном влиянии, в котором как таковом нет ничего негативного, делает вывод, что психоанализ — это не более, чем «еврейский мистицизм», что является абсолютно ненаучным и несерьезным.

Генри Ф. Элленбергер в своей фундаментальной работе «Открытие бессознательного» (Ellenberger 1970, 568—579) кратко, но вполне объективно, также затрагивает вопрос о еврейском происхождении Фрейда. Об этом периоде его жизни Ф. Элленбергер говорит следующее:

«Несмотря на то, что воспитание Фрейда не было ортодоксально-иудейским и он не умел читать на языке своих предков, он сохранил приверженность еврейству, которая, по-видимому, только усиливалась в нем под влиянием растущего антисемитизма и в дальнейшем проявилась в его восхищении образом Моисея. Еврейская община сыграла немаловажную роль в формировании личности Фрейда (Simon 1957, 270—305). Он придерживался патриархальной идеологии: считал, что мужчина занимает главенствующее положение, а женщина — подчиненное, что она должна быть преданна своей большой семье и иметь строгие пуританские взгляды. Он всегда глубоко чтил своих учителей, о чем свидетельствует хотя бы то, что некоторых из своих детей он назвал в их честь. Eine одной типичной чертой был его острый, саркастический юмор и любовь к еврейским анекдотам .» (там же, 578—579).

И все же первенство наиболее подробного исследования «еврейских корней психоанализа» остается за Марте Робер после выхода в свет ее биографии Фрейда. В опубликованной в 1974 году в Париже книге «Зигмунд Фрейд: между Эдипом и Моисеем» она пишет, что в определенном смысле развитие Фрейда происходило в направлении «от Эдипа к Моисею», от греческого гуманизма к иудейству, представленному мифологическим образом Моисея. В жизни, разумеется, развитие происходило наоборот: вначале было влияние (родительской) еврейской среды, а затем уже — через школьное и университетское образование — приобщение к идеям эллинизма. Имея в виду упомянутый выше тезис Бакана, Марте Робер подчеркивает, что влияние на Фрейда мистического компонента иудаизма было гораздо менее сильным, чем влияние его ярко выраженного рационализма. По ее словам, этническое (и религиозное) происхождение Фрейда принесли ему пользу eine и в том смысле, что у нею «как еврея . для здравого применения разума имелись два преимущества: голова не была затуманена затхлым прахом веры, остатками догм и суеверий, приведших прогрессивных христиан к духовной парализации там, где, как им казалось, они избавились от стойких предрассудков своей цивилизации; он не поддавался также соблазну подражать конформизму своего окрркения, а если такое вдруг и случалось, то враждебность и презрение этого окружения тут же заставляли его убедиться в своем отличии от других. Таким образом, еврей оказывается свободным — относительно свободным, в сравнении с темными силами интеллектуального гнета — в двух значениях: во-первых, в отношении собственного духовного наследства, которое не замутняет его разум, во-вторых, в отношении христианского наследия, до которого ему по праву нет дела. Во многом этой двойной свободе, а, быть может, даже исключительно ей, мы и обязаны тем, что психоанализ . сумел утвердить себя как наука» (Robert 1974, нем. изд., 8).

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...