В этой самой ранней психоаналитической модели психики проявляется суть фрейдовских представлений о психопатологии на первом этапе развития психоанализа (до 1897 года). В то время главными причинами невротических расстройств он считал: а) реальные внешние травматические события (прежде всего происшедшие в детском возрасте), с которыми психический аппарат не может справиться с помощью обычных адаптационных процессов, и б) создаваемые так называемыми «невыносимыми представлениями» и травматическими событиями «аффективные заряды», которые с экономической точки зрения представляют для психического аппарата чрезмерную нагрузку.

Этот первый этап в психоанализе и связанная с ним модель имеют не только историческое значение. Многие представления, относящиеся к тому времени, в той или иной версии остались важными составными частями последующих психоаналитических теорий. Концепция травмы, например, сохранилась практически без изменений и на последующих этапах. В психоаналитическом лечении неврозов до сих пор считается, что за картиной болезни пациента может скрываться вытесненное травматическое переживание, и по-прежнему возлагаются некоторые надежды на то, что исцеления можно добиться сообща, если дать выход ассоциированным эмоциям. Представление о запруженной аффективности (психической энергии) остается в силе и находит отклик в психоаналитической терапии. Хотя на более поздних этапах Фрейд отказался от отождествления аффекта и энергии, тем не менее понятие психической энергии и разнообразных способов ее отвода сыграло крайне важную роль в последующих формулировках психоаналитической психологии. Так, например, в формулировках «либидинозной» и «агрессивной» энергии энергия связывается с влечениями. Сохранилась также и идея защиты, введенная на первом этапе, хотя представления о том, что защищается, изменились. Другие идеи, в частности представление о Я, в дальнейшем претерпели существенное изменение.

Каждый из этих этапов оставил после себя в психоанализе идеи и представления, которые, где это только оказывалось возможно, переходили в формулировки последующих этапов. Чтобы проследить за их развитием и разобраться в существующих до сих пор противоречиях в психоаналитической психологии, необходимо уяснить основные понятия каждого отдельного этапа.

Смотрите также

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...