Гипотеза Фрейда о существовании психического, или душевного, аппарата относится к первому этапу развития психоанализа. Он рассматривается как взаимосвязанная организация, в которой осуществляются психические процессы. Согласно фрейдовским представлениям, при рождении и в раннем детском возрасте он является недостаточно структурированным и становится гораздо более многослойным только в процессе развития. Психический аппарат действует подобно проводнику, выполняя функцию приспособления к требованиям как внутренней, так и внешней инстанций, хотя в этой первой модели основной акцент делается на приспособлении к событиям, происходящим во внешней реальности.

Вполне признавая действие внутренних потребностей и внутреннего психического давления, равно как и их влияние на психический аппарат, тем не менее на первом этапе Фрейд не считал их особенно важными. Однако к концу этого периода его представления коренным образом изменились, и с тех пор он стал придавать внутренним силам гораздо большее значение.

К другим функциям психического аппарата относятся также усиление и отвод возбуждения, а также защита от неприятных аффективных и невыносимых представлений, то есть представлений, которые отвергаются как неприемлемые с позиции сознательных оценочных мерок, убеждений и желаний индивида. Еще одна функция психического аппарата состоит, по Фрейду, в том, чтобы отделить следы воспоминаний от переживаний и восприятий. Фрейд считал, что между такими следами воспоминаний по критериям сходства, смежности и т.д. создаются ассоциативные связи. Кроме того, в качестве функций психического аппарата им рассматривались также внимание, восприятие и перевод психической энергии из одного состояния в другое.

Фрейд полагал, что процессы развития и созревания в психическом аппарате способствуют определенной дифференциации. Одну из таких возникших в процессе дифференциации психических структур он назвал «Я». На первом этапе этот термин использовался в целом наравне с сознанием, или «сознательной Самостью». Я считалось той психической инстанцией, которая выполняет защитные функции. Фрейд считал, что оно возникает в результате интеракции биологических потребностей (создающих в психическом аппарате определенную сумму возбуждения) с внешним миром, способным произвести еще большее количество возбуждения. Он предполагал, что в -развитии Я играет роль также и конституциональный фактор. Одновременно с появлением Я в форме осознанного восприятия развивается также и способность к отщеплению от аффективно заряженных воспоминаний и представлений, которые несовместимы с сознанием и моральными ценностями и поэтому отсылаются в бессознательную область психического аппарата. Отрыв определенных содержаний от ассоциируемых с ними эмоций объяснялся осуществляемыми Я защитными процессами.

Смотрите также

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...