На первом этапе психоаналитического исследования патологические процессы рассматривались как особые процессы приспособления к нарушенному равновесию в психическом аппарате, которое вызывалось наличием сильного энергетического аффективного заряда, соединенного с определенными представлениями. Если эта энергия не может быть отведена или осилена каким-либо нормальным способом, она проявляется в той или иной форме психического расстройства. Основной причиной нарушения душевного равновесия является психическая травма, хотя здесь предположительно могут быть и другие основания (например, при так называемых «актуальных неврозах»). Особый вес придается появлению в жизни пациента определенных событий (прежде всего сексуальных переживаний), которые так или иначе приводят к запруживанию аффекта, и, поскольку Я вынуждено защищаться, в дальнейшем это может выражаться разве что патологическим образом. В результате происходит вытеснение или возникают другие формы защиты, вследствие которых запруженный аффект, зашифрованный и искаженный, проявляется в невротических симптомах.

Следует упомянуть, что формулировки первого этапа представляют собой попытку объяснить наступление патологических условий (в частности, например, конверсионной истерии) в соответствии с психическими процессами, то есть с позиций психического конфликта, в аспекте мучительных или угрожающих аффектов, душевных травм и психических последствий сексуальных факторов, таких, как совращение, фрустрация и т.д. Наряду с этим важная роль придавалась также возможному влиянию наследственных факторов и конституционально обусловленным наклонностям. Этим факторам предрасположенности приписывалось существенное значение при объяснении того, почему у данного человека возникает та, а не иная форма болезни или же почему он не заболевает вовсе. Это взаимодействие между конституциональными факторами и специфическими переживаниями в истории жизни индивида, которым придается важное значение в детерминации, связано с вопросом, каким образом психический аппарат приспосабливается к действующим на него силам. Оно важно также для ответа на вопрос, возникнут или нет вслед за этим патогенные процессы. Если такие патогенные явления развиваются, то, значит, здесь имеет место взаимодействие между обеими группами факторов, чем и определяется непосредственная форма патологической адаптации. Фрейд описывает это следующим образом:

«Поскольку в патогенезе невроза, как нигде, еще возможны любые вещи, приходится согласиться, что не наследственности принадлежит последнее слово при выборе конкретного нервного нарушения, которое затем развивается у предрасположенного члена семьи; однако есть основания предполагать наличие и других этиологических влияний, менее непонятного рода, которые имеют право называться специфической этиологией принявшего тот или иной вид нервного расстройства. Без существования подобного этиологического фактора сама по себе наследственность сделать бы ничего не смогла. Она бы занялась производством другого, нового нервного нарушения, в случае если бы та специфическая этиология, о которой здесь идет речь, была заменена каким-либо другим влиянием» (I, 410).

Смотрите также

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...