Психический аппарат способен справиться одновременно лишь с определенным количеством психической энергии. Это зависит от уровня развития и степени зрелости психического аппарата. Если на него обрушивается слишком большое количество аффективной энергии, возникает опасность, что он с нею не справится. Выражаясь иначе, нормальная защита от раздражителей пробита. В детстве не сформировавшийся пока еще психический аппарат подвергается гораздо большей угрозе того, что его таким образом захлестнет неожиданная волна возбуждения и раздражения, то есть энергия, которой он не в состоянии управлять и которую не способен отвести по нормальным каналам. Состояние, возникающее в том случае, когда беспомощным индивидом овладевает неконтролируемая энергия, называется также «психической травмой». Хотя этим дано однозначное определение травмы, все же — из-за его значения для патологических явлений, как они понимаются на первом этапе, — необходимо разграничить следующие виды травм:

а) Актуальные травмы. Это травмы, соответствующие состоянию капитуляции психического аппарата перед психической энергией — в виде непосредственной или относительно непосредственной реакции на реальную ситуацию или на фактическое событие. Такие травмы возникают, например, в результате несчастных случаев, после которых могут появиться невротические симптомы.

б) Ретроактивные травмы. Они не особенно отличаются от актуальных травм, представляя собой состояние, в котором индивида захлестывает волна уже неуправляемых, эксцессивных раздражителей. Однако они отличаются от актуальных травм временным отношением к важному внешнему событию. При травмах такого рода следы памяти в психическом аппарате уже отнесены к некоторому прошедшему моменту времени, нередко даже задолго до того, как была пережита непосредственная травма. Ретроактивная травма всегда связывается с событиями, которые хотя и переживались с волнением, однако в тот момент, когда они произошли, отнюдь не воспринимались как травмирующие (в частности, события, в которых, как, например, при сексуальном совращении, данный человек исполнял пассивную роль, а само событие произошло в детстве). Однако воспоминание о таком волнующем событии может вызвать травму впоследствии, когда оно оживает в связи с другим событием, которое тем или иным образом ассоциативно связывается с воспоминанием о прошлом. Возникающая вслед за этим травма заключается в захлестывании психического аппарата возбуждением, вновь вызванным этой связью, и сильными аффективными реакциями, такими, как стыд, отвращение, угрызения совести и страх. Возникает конфликтная ситуация, ибо то, что прежде еще было приемлемым (а Я не было захвачено аффектом), теперь вызывает мощную аффективную реакцию на пробркденное воспоминание и связанное с ним возбуждение.

Для индивида прошлое событие приобретает отныне иное значение и представляет собой нечто такое, что с точки зрения теперешних ценностных представлений и поведенческих мерок является нетерпимым. Рассркдая об этиологии истерии, Фрейд, например, утверждает:

«Событие, которое субъект бессознательно хранил в памяти, — это предсозна-техьное переживание сексуальных отношений, которое сопровождалось актуальным возбуждением гениталий, а оно в свою очередь является следствием сексуального преступления, совершенного другим человеком; возраст же, в котором произошло это повли

Страницы: 1 2

Смотрите также

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...