Содержания системы бессознательного состоят из неудовлетворенных инстинктивных желаний, представляющих в психике биологические инстинктивные потребности (см. статьи Г. Кнаппа и П. Цизе). Грубо говоря, их можно разделить на сексуальные и агрессивные влечения, из которых последние стали рассматриваться наравне с сексуальными влечениями к концу второго периода. Дальнейшее разделение заключается в дифференциации так называемых «парциальных влечений», корни которых следует искать в различных фазах индивидуального развития. Каждый компонент влечения в соответствии с фрейдовскими представлениями имеет один источник, одно стремление, одну цель и один объект. Даже если все эти признаки связаны с самими влечениями, все же необходимо четко различать их биологические и психические аспекты. Даже тогда, когда влечения находятся в тесной связи с биологическими процессами и потребностями, в психоаналитической теории они являются исключительно психологическими конструктами.

С количественной точки зрения влечение понималось как некое свободно перемещающееся количество энергии, которая, начиная с определенного уровня, стремится к разрядке, чтобы восстановить «психическое равновесие». Вначале Фрейд уделял внимание исключительно рассмотрению сексуальных влечений и говорил об их психической энергии как о «либидо», тогда как для агрессивных влечений соответствующего понятия им разработано не было. Идея психической энергии соответствовала энергетическим концептуальным схемам XIX столетия, прежде всего из области физики и нейрофизиологии. Идея оттока психической энергии и идея разрядки нервной энергии по нервным путям дополняют друг друга. С точки зрения механизма действия содержаний в системе бессознательного понятие оттока имеет центральное значение в топической модели. Влечение, таким образом, стимулируется либо раздражением, исходящим изнутри, либо внешними раздражителями. С возникновением определенного количества относящейся к инстинкту энергии активируются следы воспоминаний о прошлых приятных событиях, которые наполняются инстинктивной энергией. Необходимо постоянно помнить о том, что влечения являются чисто гипотетическими конструктами, относительно которых предполагается, что они представлены в бессознательном в форме инстинктивных желаний. Инстинктивное желание фактически может рассматриваться как основная единица в бессознательном. Оно состоит из двух частей. Первая часть представляет собой энергетический заряд влечения, вторая состоит из пробужденного воспоминания, которое проистекает из одного или нескольких следов памяти, катектиро-ванных энергией влечения. Если переживание было когда-то связано с удовлетворением влечения, то оживление влечения одновременно приводит к активизации той прежней приятной ситуации. Пробужденное к новой жизни воспоминание называется «содержанием-представлением» желания. Что касается первой части инстинктивного желания, то она вызывает в психическом аппарате неприятное напряжение и стремится к тому, чтобы пробиться в сознание и там реализоваться, в результате чего может быть повторено прежнее приятное событие и заново пережито удовлетворение. После исполнения желания неприятное напряжение, исходящее от влечения, уступает место исполненному удовольствием удовлетворению.

Сообразно своей природе инстинктивные желания действуют в бессознательном с диктаторской непреклонностью, они стремятся любой ценой к доставляющему наслаждение оттоку и уменьшению неприятного напряжения. Другими словами, они действуют по принципу удовольствия. Здесь следует заметить, что стремление к такому непосредственному оттоку и характерное для бессознательного желание немедленного удовлетворения на своем пути через другие системы может приводить к конфликтам, из-за чего инстинктивное желание подвергается цензуре. Поэтому неприукрашенные инстинктивные желания должны порой превращаться в дериваты бессознательного. Замаскировавшись, они могут пройти цензуру и добиться удовлетворения.

Бессознательное имеет внутреннее ядро с инстинктивными желаниями, которые сводятся к самым ранним формам удовлетворения влечения. С ними связаны другие, подавленные дериваты тех фундаментальных, инфантильных инстинктивных желаний, которые, несмотря на тот факт, что когда-то были приемлемы для цензуры, в дальнейшем все же подвергаются вытеснению, поскольку являются причиной неприятного конфликта. Таким образом, в соответствии с топической теорией содержания бессознательного состоят в основном из сексуальных и агрессивных желаний, несущих на себе печать инфантильности, и их вытесненных дериватов, которые из-за цензуры лишены возможности выразить себя и излиться непосредственным образом и, как правило, достигают поверхности психического аппарата только в достаточно закамуфлированном виде. Инстинктивные желания с примитивными сексуальными или агрессивными содержаниями, равно как и та связанная с хорошо известным эдиповым комплексом констелляция желания, у ребенка старшего возраста, юноши и взрослого обычно вытесняются и могут появиться только в замаскированной форме. С этой точки зрения развитие различных форм манифестации переноса в ходе психоаналитического лечения считается проявлением дериватов бессознательного. То же самое касается сновидений, толкование которых, особенно на начальной стадии психоанализа, было названо «via regia [царская дорога (лат.). — Ред.] к бессознательному» (см. статью А. Беккер).

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...