Когда достигнута определенная точка в индивидуальном развитии, вытеснение инстинктивного желания или его дериватов может происходить постоянно. Причина вытеснения заключается в вызванном конфликтом неудовольствии. Таким образом содержания бессознательного постоянно пополняются новыми вытеснениями. Одновременно инстинктивные желания бессознательного постоянно побуждают к созданию новых дериватов, которые, чтобы обрести подвижность, продвигаются через предсознательное в сознание.

Фрейд постулировал целый ряд гипотетических, происходящих в бессознательном процессов. К ним относятся первичный процесс и отличающийся от него коренным образом вторичный процесс (который характеризуется тем, что происходит в предсознательном и сознательном, и который еще будет обсуждаться в дальнейшем). Фрейд считал катектические энергии бессознательного «свободно перемещающимися», то есть энергия влечения, которая присоединяется к следам памяти, понимается как «текучая», благодаря чему она без труда может переноситься с одного представления на другое. Она способна переходить с целой идеи на ее части или с определенной идеи на какой-либо другой компонент представления, связанный с ним определенным образом, или же могут совпасть и напластоваться одно на другое два содержания представления. В целом это можно представить себе таким образом, что энергия влечения охватывает всю сеть представлений, соединенных или переплетенных друг с другом самыми ранними ассоциативными цепочками. Две формы протекания вышеизложенного первичного процесса называются смещением (сдвиг либидинозного катексиса с одного психического содержания на другое) и сгущением (слияние двух или нескольких компонентов представления, обладающих одним и тем же энергетическим зарядом).

Фрейд отстаивал точку зрения, что свойственные первичному процессу механизмы и скрытое в нем явление могут обнарркиваться в содержаниях сновидений, так же как в обмолвках или иных ошибочных действиях (см. статью П. Херлина). Это сулило надежду на основе соответствующих ассоциаций по поводу имеющегося материала, разобраться в лежащем за ним инстинктивном желании, а дальнейшее изучение этих следов обещало приблизиться к ранним воспоминаниям и конфликтам.

Фрейд выделил еще несколько свойств бессознательного, присущих первичному процессу:

а) Вневременность. Процессы в бессознательном никак не связаны с течением времени. Именно это свойство Фрейд не сумел распознать на первом этапе, и именно оно позволило ему считать фантазии и представления-желания воспоминаниями о действительных случаях. Только на втором этапе он заметил, что с тем или иным психическим содержанием (проистекало ли оно из реального переживания или из фантазий об исполнении желания), как только оно вытеснялось в бессознательное, начинали обращаться так, словно оно является воспоминанием о реальном событии. Поскольку понимание временных процессов появляется только в определенный период развития детской психики и представляет собой один из аспектов общего когнитивного развития, это связано с весьма формальным явлением вторичного процесса и зависит от взаимодействия с внешним миром.

б ) Игнорирование реальности. Инстинктивные желания следуют исключительно принципу удовольствия. На действительность они не обращают никакого внимания и тем самым находятся в резком противоречии с системами предсознательного и сознательного, где господствует так называемый «принцип реальности», который, являясь результатом взаимодействия индивида с внешним миром и выполняя задачу самосохранения, развивается с течением времени и считается вариацией принципа удовольствия.

в) Психическая реальность. В бессознательном воспоминания о реальных событиях и воображаемых переживаниях между собой не различаются. В этой системе нет «признаков (индикаторов) (внешней) действительности», и поэтому фантазии, так же как и желания, ставятся на одну ступень с воспоминаниями о реально исполненных желаниях и к ним относятся соответствующим образом. Точно так же абстрактные символы понимаются не как таковые — с ними обращаются так, словно они представляют конкретную действительность.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...