Отношения между бессознательной и сознательной системами таковы, что по-бркдения, возникающие в первой системе и стремящиеся перейти в действие, приходится отклонять, поскольку их нельзя удовлетворить и изжить в существующих реальных условиях. Это может осуществляться разными способами. В первом случае отклонение происходит при участии и с ведома сознательной системы, напор побуждений слабеет, они становятся бессильными, недейственными. Совершенно иначе обстоит дело во втором случае, когда побркдения отклоняются без обращения к сознательной системе. В этом случае импульсы сохраняют свою энергию, даже если непосредственная цель их не может быть достигнута. По законам первичного процесса, энергия может передаваться другим представлениям, она может найти выход в страхе, всевозможных телесных ощущениях, отвращении, депрессии, неспособности к работе и т.д. Здесь можно было бы привести весь широчайший спектр невротических симптомов, а также таких обычных жизненных явлений, как ошибочные действия (см. статью П. Херлина), которые могут возникать на основе бессознательного отклонения. Бессознательное отклонение, в отличие от нормального, осознанного, Фрейд называет вытеснением (см. статью В. Шмидбауэра).

Простым примером вытеснения и вызываемых им симптомов могут слркить фобии, рационально постижимой причины которых зачастую обнаружить не удается. При агорафобии подчас наблюдаются вытесненные импульсы — скажем, эксгибиционистские желания или самое обычное желание отдаться, но возникающее в общественном месте. Они подлежат бессознательному отражению, энергетические части переживается теперь в виде страха, охватывающего человека сразу, как только он выходит из дому. Когда имеет место иррациональный страх перед пауками, змеями, мышами, насекомыми, который встречается преимущественно у женщин, в бессознательной системе происходит смещение, поскольку энергия вытесненного сексуального импульса переносится на животное (символ). При виде соответствующего животного эта энергия выливается в страх или тревогу.

Задавшись вопросом о причине вытеснения, мы попадаем в область разветвленных взаимосвязей, каковую обозначим здесь лишь несколькими штрихами. Процессы вытеснения в жизни взрослого человека у Фрейда лишь в редчайших случаях могут быть объяснены в рамках текущей ситуации. Вытеснение имеет свою предысторию на стадии раннего детства. В развитии ребенка имеется множество особенностей, которые отчасти присущи лишь человеку, отчасти же присутствуют у животных, но лишь в очень отдаленном соответствии:

1) первичная и продолжительная беспомощность;

2) длительное развитие;

3) потребность в защите и признании;

4) необходимость в благоприятной атмосфере эмоционального тепла, в которой могут проявиться своеобразные нужды ребенка;

5) потребность в воспитателях, с которыми ребенок может идентифицироваться адекватным образом.

Потребности (желания, стремления, чувства) развиваются у человека только в сфере отношений с окружающими и только в этой сфере могут быть удовлетворены. Если младенец получает лишь пищу и чисто гигиенический уход, будучи при этом лишен надлежащего общения с ближним, порой возникают заболевания, которые в тяжелых случаях приводят к смерти. Развитие и удовлетворение потребностей ребенка, согласно данным психоанализа, происходит на определенных стадиях. На каждой из этих стадий особое значение приобретает деятельность одного из органов. Развитие и удовлетворение потребностей происходит в сфере деятельноста соответствующего органа. Поэтому и можно говорить об оральной, анальной и фаллической фазах. На каждой из фаз речь идет не просто об удовлетворении или переживании удовольствия, связанного с этими органами, но о соответствующем этим стадиям познании мира, отношении к миру и овладении миром. Глубина и возможность освоения мира ребенком будет обусловлена тем, насколько ребенку удастся удовлетворить и тем самым развить свои потребности, то есть в какой мере его окружение в лице ближних будет отвечать его потребностям. По убеждению Фрейда, фундамент жизни взрослого человека закладывается на протяжении первых пяти лет жизни. Затем развитие, по сути, состоит в повторении, раскрытии и формировании того, что было заложено в тот период, хотя и в более широком контексте отношений.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...