Удовлетворение детских потребностей происходит в контакте с ближними. Не все желания ребенка могут быть удовлетворены, поскольку при известных обстоятельствах это противоречило бы укладу жизни и требованиям ближних. Поэтому часть желаний от раза к разу остается неудовлетворенной. С другой стороны, подчас законные желания также по той или иной причине оказываются не удовлетворены, причем степень неудовлетворенности возрастает. Однако нередко встречается и другая крайность, когда потребности удовлетворяются чрезмерно. Воспитание, говорит Фрейд, подобно Одиссею, проплывающему меж Сциллой и Харибдой. Оно может нанести ущерб с обеих сторон — как чересчур во многом отказывая, так и слишком многому потакая. Поэтому факторами, которые в той или иной степени могут нарушить раннее детское развитие, оказываются порой как строгость, так и баловство. В обстановке строгости, жестокости (тяжелые условия жизни, война, лишения, неадекватное обращение людей) потребности оказываются либо вовсе не удовлетворенными и не изжитыми, либо удовлетворенными и изжитыми лишь в очень незначительной степени. Согласно психоаналитической теории бессознательного, такие неизжитые импульсы, или неудовлетворенные потребности, никуда не исчезают, они вытесняются. Таким образом, они сохраняют свою энергию, и эта энергия теперь поступает в бессознательную систему и ею усваивается. Возможно, покажется странным, что баловство способно привести к вытеснению, ведь здесь потребности явно удовлетворяются и импульсы могут быть изжиты. Для какой-то части сферы бессознательного это вполне может так и быть. Но избалованный матерью ребенок рано или поздно попадет в более широкий круг людей, с которыми его будут связывать определенные отношения, и вследствие своей избалованности он испытает сильную, а порой и травматическую фрустрацию, которая в конце концов снова приведет к вытеснению. Негативная сторона потакающего воспитания становится особенно очевидной, если допустить, что личности самого воспитателя, который балует ребенка, каким-то образом был нанесен ущерб и потому потакание ребенку выступает как компенсация его собственных проблем. Это значит, что за потворство в одной области — например, оральной — ребенок расплачивается тяжелым поражением в других областях, а именно в области самоутверждения и способности добиваться успеха. Иные матери хотя и осыпают ребенка ласками и спешат немедленно исполнить каждую его прихоть, делают это, однако, лишь в том случае, если ребенок демонстрирует безусловную «любовь» к матери, а это означает, что он вынужден следовать за ее желаниями или «нравственными принципами» и тем самым отказываться от собственной жизни. И в конечном итоге баловство оборачивается жестокостью. Ребенку приходится вытеснять свои потребности, которые он не в силах удовлетворить (а подчас и пережить их как потребности), поскольку в его ситуации беспомощности и зависимости от родительской благосклонности ему ничего иного не остается.

Это вытеснение в раннем развитии ребенка приводит к фиксации на соответствующей стадии, зависящей также от вида ущерба. Фиксация означает, что человек, потребности которого на этой стадии были ущемлены, стремится получить удовлетворение в дальнейшем, даже если развитие ушло далеко вперед, и сама жизнь диктует совсем другие потребности и формы удовлетворения.

Такая фиксация в раннем детстве представляет собой «первичное вытеснение». Вытесненные потребности и импульсы, образно говоря, перемещаются в бессознательную систему и действуют в ней подобно репрезентантам влечений, подобно вытесненным представлениям, желаниям, мыслям, подобно вытесненной душевной энергии. Отныне они способны превращаться в разнообразные реакции, в «судьбы влечений». Когда потребности ребенка отвергаются, он отвечает на это определенными бессознательно задаваемыми формами поведения, которые могут закрепиться и превратиться в черты характера. На первый взгляд может показаться, что своеобразные и отклоняющиеся от нормы особенности поведения проистекают из присущих ребенку наклонностей, хотя в действительности здесь мы имеем дело с «благоприобретенным» , с теми формами освоения мира, которые усваиваются по ходу развития душевной жизни. Имевшиеся в детском возрасте фиксации становятся теперь образцом, по которому совершается вытеснение у взрослого человека. Взрослый защищается от импульсов точно так же, как он это делал ребенком, но, кроме того, использует паттерны реакций — защитные механизмы, — возникшие в результате вытеснения импульсов. Вытеснение и его реактивная переработка протекают бессознательно. Порой случается, что осознающему себя Я удается заметить беспрестанно повторяющиеся эпизоды неадекватного поведения, но изменить его не удается даже ценой величайших волевых усилий. Важное различие между взрослым и ребенком состоит в изменившемся отношении к среде, к окрркающим. Если ребенку легче подстроить свое поведение под окрркающих, поскольку им приходится уделять внимание ребенку и его несформировавшимся способностям, то взрослый в большинстве случаев совершенно не защищен от требований реальности. Из-за этого выраженные невротические симптомы часто впервые возникают во взрослом возрасте, поскольку теперь человеку, живущему под давлением обстоятельств, условий, диктуемых, скажем, его профессией, партнерами, обществом, уже не хватает нарушенных в детстве поведенческих стереотипов освоения внешнего мира.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...